Айнаханум
Консультация для педагогов «Игра как фактор психического развития и становления самосознания детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему :
«Игра как фактор психического развития и становления самосознания детей»
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Это становится возможным благодаря развитию самосознания ребенка– понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Публикация «Консультация для педагогов „Игра как фактор психического развития и становления самосознания детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Признание дошкольником пределов своих сил происходит не только в общении со взрослыми, но и собственного практического опыта.
Сознание и самосознание – одна из центральных проблем философии, психологии и социологии. В период активного формирования новой социально-психологической реальности расширяются перспективы свободного развития и самоутверждения личности, возрождается интерес к невостребованным ресурсам индивидуальности. В этих условиях возрастает роль самосознания как ведущего конструкта в становлении и развитии личности. Именно в дошкольном возрастном периоде закладываются и формируются глубинные структуры, осуществляющие затем регуляцию всех других, более сложных, психологических новообразований, от которых во многом зависит дальнейшее психическое развитие человека, возможности его личностного и социального самоопределения и самореализации. Формирование самосознания в этот период посредством гармоничного развития самопонимания, самоотношения и саморегуляции как компонентов самосознания, способствует укреплению психологических границ личности (Л. И. Божович, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.). При этом качественные изменения в самосознании ребёнка происходят и наиболее ярко проявляются в игре (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В среднем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии, и игра как ведущая деятельность имеет особое значение для её развития. К сожалению, сегодня в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников. Развитие самосознания у детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре будет успешным, если педагогом будет грамотно организован процесс проведения сюжетно-ролевой игры основанный на знании педагогики и психологии игры.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольника, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. В игре ребенок получает первый опыт коллективного общения.
Одной из сторон развития мотивов поведения в дошкольном возрасте является повышение их осознанности. Это становится возможным благодаря развитию самосознания ребенка – понимания того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке, т. е. в том, как ребенок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.
Признание дошкольником пределов своих сил происходит не только в общении со взрослыми, но и собственного практического опыта.
В старшем дошкольном возрасте все большее значение в развитии самосознания начинает играть общение со сверстниками. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. В общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.
Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Ч возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша.
Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей, это происходит уже в раннем детстве. По мере усвоения норм и правил поведения, они становятся мерками, которыми ребенок пользуется в оценке других людей. Приложить эти мерки по отношению к самому себе оказывается гораздо труднее. Такая оценка становится возможной только на основании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествами других. Умением сравнивать себя с другим ребенком овладевает к концу дошкольного возраста, это служит основанием правильной самооценки.
Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.
Огромное значение в развитие у дошкольников самосознания и оценки имеет игра.
Предпосылки игры закладываются в раннем возрасте. Игра становится возможной, поскольку ребенок овладел знаковой функцией сознания, использует предметы-заместители. Может переименовать себя в соответствии с ролью, сознательно подражать взрослым, копируя их действия и взаимоотношения.
В игре складываются взаимоотношения детей : руководить другими детьми; выполнять подчиненную роль; руководить игрой.
Наряду с сюжетом надо различать содержание ролевой игры. Содержанием игры является то, что ребенок выделяет как основной момент деятельности взрослых. Для младших дошкольников главным в игре является воспроизведение реальных действий взрослых; для среднего – отношения между людьми; для старшего – подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли.
В ходе игр дети получают новые впечатления, приобретают социальный опыт и общаются друг с другом не так, как в обычной жизни.
Литература
1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. Учеб. пособие для студ. вузов. – 2-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 320 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды : в 2-х томах. Т. II / под ред. А. Т. Бодалева. – М. : Педагогика, 1990 – 288 с.
3. Дубровина И. В. Психология. М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с.
4. Морина Е. Ю. // Обучение воспитание. Особенности самооценки у детей с ЗПР, 2004. – №1. С. 53
5. Мухина В. С. Детская психология. М. : – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.