Маргарита Втюрина Сабельникова
Консультация для педагогов «Игры Никитиных»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческие, развивающие (интеллектуальные) игры, разработанные Борисом Павловичем и Леной Алексеевной Никитиными для своих детей.
Подробнее о сути игр лучше всего, рассказал автор, Б. П. Никитин, в своей книге "Интеллектуальные игры"
Публикация «Консультация для педагогов „Игры Никитиных“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Никитин Б. П. Развивающие игры Никитина
- Темочки
Игры, о которых я хочу рассказать, выпускаются более 25 лет в России, Германии, Японии и других странах, называясь «Никитинским материалом» или «Играми Никитина». В них играют в семьях, детских садах, школах, их даже используют в качестве реабилитационного материала в домах престарелых.
Да, это игры, но игры необычные. Как писал их автор, Борис Павлович Никитин : «Их нельзя как игрушку просто дать ребенку и сказать: “Играй!” – игра может «не пойти». Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или даже месяц. У них необычайно широк диапазон задач - как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и студент. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство… Их можно назвать спортивным комплексом, но. для ума, для развития творческих способностей ребенка». Не получая «учительских» инструкций о том, как выполнять задания, ребенок учится самостоятельно и творчески выходить из проблемных ситуаций - когда есть задача, а пути решения неизвестны. А традиционное обучение, как правило, развивает в детях лишь исполнительские способности – дети решают задачу по стандартному образцу после подробного объяснения учителя.
«Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» и «Кирпичики» - самые известные «интеллектуальные игры» Никитиных. Но есть и другие: “Таблица сотни”, “Таблица Пифагора”, “Дроби”, “План и карта”, “Часы”, “Термометр”, “Узелки” и др. – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими “развивающую среду” для ребенка. Однако «надо не только почувствовать, что дает каждая игра, но и узнать интеллектуальные возможности малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения ребятишек» (Б. П. Никитин).