Получи документы

Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»

Елена Александровна Медведева
Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»

Консультация на тему : «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков, развития навыков звукового анализа и синтеза».[/b]

1 слайд

Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков“» размещена в разделах

Формирование правильного звукопроизношения – одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития языковой способности ребенка, развития связной речи и подготовки детей к успешному овладению письменной формой речи. Богатый словарный запас и грамотная речь позволяет ребенку легче оформлять и высказывать свои мысли, что ведет к активному психическому развитию. Форма организации обучения – в подгруппах и индивидуальная. На индивидуальных занятиях дошкольник овладевает правильной артикуляцией изучаемых звуков и автоматизацией поставленных звуков в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.

2 слайд

Дидактические наглядно-демонстрационные пособия - это одна из форм практической речевой деятельности носящая познавательный характер

Используя на занятиях дидактические пособия, мы активизируем у ребенка способности оперировать своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры. Доказано на нашем опыте, что с помощью пособий дети охотнее, легче и быстрее, а часто и незаметнее для себя усваивают правильное произношение звуков. Работа проводится в игровой форме и начинается с воспитания слухового внимания, прежде всего на простейших для восприятия звуках — неречевых. Используются звучащие игрушки, грамзаписи.

3 слайд

В формировании фонематических процессов и фонематического слуха выделены

шесть этапов, для каждого из которых представлены соответствующие игры,

задания и упражнения:

1 этап – узнавание неречевых звуков.

Цели:

- упражнять в определении на слух предметов;

- развивать фонематический слух;

- развивать слуховую память и слуховое внимание;

- учить узнавать ритмический рисунок.

На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном : что шумит? (деревья, что гудит? (машина, кто кричит? (мальчик, кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т. д.

Игры:

- «Шумовые баночки». На столе пять-шесть коробок одинаковой формы и цвета с горохом, разными крупами, мелкими камешками, песком.

- «Что ты слышишь?». Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов.

- «Угадай по звуку». Определение предмета по характеру звука. На столе пред-меты: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи и т. д.

- «Двигайся на звук». Определение направления шороха, звука.

- «Тихо — громко». Под тихое звучание музыки дети идут на носочках;«музыка»

становится громче — ребята идут полным шагом; музыка звучит громко — малыши бегут.

- «Кто так кричит?». — узнавание голосов животных.

- «Покажи, что звучит» и т. д.

4 слайд

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса.

Цели:

- учить на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к

тихому;

- учить говорить в быстром и медленном темпе;

- согласовывать движения со словами стихотворения;

- реагировать на словесный сигнал;

- воспитывать умение менять высоту голоса;

- совершенствовать фразовую речь;

- развивать тембр голоса.

5 слайд

На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр:

- «АУ!»;

- «Три медведя»;

- «Близко – далеко»;

- «Угадай, чей голос?»;

- «Кто как кричит?»;

- «Эхо» и т. д.

6 слайд

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу.

Цели:

- развивать фонематический слух;

- учить подбирать рифму;

- находить ошибки, связанные со звуковым составом слова;

- различать слова-паронимы.

Работу на 3-м этапе начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

Игры:

-«Подскажи подходящее слово»;

-«Назови лишний звук»;

-«Исправь меня»;

- «Правильно подбери слова со звуками…»;

- «Доскажи словечко»;

- «Назови пары слов». На столе перемешаны картинки: оса, коса, ужи, лужи, пушки, ушки, соль, фасоль, сокол, кол. Ребёнок находит два рисунка со сходными названиями, полученными в результате прибавления или исключения одногодвух звуков.

7 слайд

4 этап – дифференциация слогов.

Цели:

- учить чётко произносить слоговые ряды в отражённой речи;

- произносить трёхсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;

- подбирать рифму;

- упражнять в определении количества слогов;

- формировать навыки анализа и синтеза слов;

- развивать слуховое внимание и память.

8 слайд

На 4 этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги.

Игры:

- «Цепочка». Слоги произносятся по очереди: ПА-ТА-МА-ПА-ТА-МА. ТО-

ПУ-АХ.

-«Запомни и повтори». Дети запоминают три-четыре слога с оппозиционными звуками, каждый новый слоговой ряд начинается со слога, в котором есть другие согласный и гласный звуки : СА-ЗА-ЗА-СА, ЗО-ЗО-СО-ЗО, СУ-ЗУ-СУ-СУ.

-«Найди одинаковый звук». Произносится ряд слов, дети определяют повторяющийся звук : сова, косы, нос— С.

- «Слушай и называй»;

- «Живые слоги». Трое детей запоминают по одному слогу и уходят за ширму, а выходя оттуда, произносят их; остальные ребята определяют, какой слог был первым, вторым и третьим. Позднее в игры вводятся слоги, составляющие слово, например МА-ШИ-НА, после называния слогового ряда дети отвечают, что получилось, или находят такую картинку среди других.

- «Узнай слово»;

- «Кто больше?»

- «Разноцветные вагончики» и т. д.

9 слайд

5 этап - дифференциация фонем по твердости-мягкости, звонкости-глухости.

Цели:

- дать понятие «твёрдый» и «мягкий» звуки;

- учить различать эти звуки на слух;

- уметь выделять мягкий и твёрдый звуки из слов;

- развивать фонематический слух, внимание и память.

Игры:

- «Выбери правильно». Среди четырёх-пяти картинок ребёнок находит те, в названиях которых есть заданный звук.

- «Замени звук». Например, предлагается слово сайка. Ребёнок заменяет глухой звук на звонкий и произносит получившееся слово: зайка (С—3).

- «Звонкий – глухой звук».

- «Твердый – мягкий звук» и т. д.

10 слайд

6 этап – развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Цели:

- формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов;

- упражнять в определении количества звуков в словах;

- упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, середине или конце слова;

- развивать фонематический слух;

- развивать навыки чтения.

Задачей последнего шестого этапа занятий является развитие у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игры:

- «Назови по порядку». Полный звуковой анализ слова : рак — Р, А, К.

- «Слово рассыпалось». Произносятся три звука, например К, С, О. Так как к этому времени дети обычно уже знают буквы, они быстро составляют слово — сок.

- «Собери слово»;

- «Найди сбежавший звук». Взрослый называет картинки, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» — зонт, «тиг» — тигр.

- «Кто куда поселится?». Определение позиции изучаемого звука в слове.

Дети получают по три карточки из трёх клеток с синими (красными, зелёными) квадратиками в начале, в середине и в конце. В ответ на слово с изучаемым звуком в начале слова ребёнок показывает первую карточку, со звуком в середине — вторую и в конце — третью.

- «Меняем на одном месте». Звук заменяется только в одной из заданных позиций: бак — бык — бук — бок, лук — тук — сук — жук — бук.

- «Прочитай по первым буквам» и т. д.

11 слайд

Логопедическая работа по развитию фонематического анализа и синтеза проводится с учетом сложности различных форм звукового анализа и синтеза :

- Выделение гласного звука из ряда звуков;

- Выделение согласного звука из ряда звуков;

- Выделение первого гласного звука в слове;

- Выделение первого согласного звука в слове;

- Выделение последнего согласного звука из слов;

- Определение места гласного звука в слове;

- Определение места согласного звука в слове.

12 слайд

Задания для узнавания звука :

- Хлопни в ладоши, если в слове слышится заданный звук.

- Подними флажок, если в слове услышишь заданный звук.

- Придумай слово, которое начинается с заданного звука.

А также:

13 слайд

Задания для узнавания звука :

-Отбери картинку, в названии которой слышится заданный звук.

-Найди на сюжетной картинке слова, в которых слышится заданный звук.

14 слайд

Задания по определению места звука в словах :

Игра «Поезд». Дети раскладывают картинки по вагончикам в зависимости от того, где слышится звук.

Игра «Закрой фишкой». Дети определяют место звука в слове (начало, середину или конец) и соответственно закрывают первую, вторую или третью клетку.

15 слайд

Обучение звуковому анализу и синтезу происходит на основе слов возрастающей степени слоговой трудности:

- Односложных слов, состоящих из обратных слогов (уп);

- Двусложных, состоящих из двух гласных (ау);

- Односложных слов с закрытыми слогами (кот);

- Двусложных, первый из которых состоит из одного гласного (осы);

- Двусложных без стечения согласных (ноты);

- Двусложных с закрытым и открытым слогом (утка);

- Многосложных (кумушка);

- Односложных со стечением согласных (квас, бант).

16 слайд

Задания на определение последовательности, количества звуков в слове и моделирование слова.

17 слайд

Задания по выделению звуков в слове и моделированию слова.

18 слайд

Задания на определение последовательности звуков и количества в слове.

19 слайд

Конечная цель этапа автоматизации - достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.

Осторожность и постепенность этого процесса обеспечиваются доступностью и систематичностью речевого материала:

- Переход от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний (прямой слог — закрытый слог — звукосочетания типа апа, ама, омо, уму в соответствии с автоматизируемым звуком).

- Слоги со стечением согласных (спа, ста, ска).

- Затем к словам с данным звуком, предложениям.

- А в дальнейшем к различным видам развернутой речи.

20 слайд

Упражнения по произнесению слогов и слоговых сочетаний.

21 слайд

Задания на автоматизацию звуков в словах.

Игра «Подбери слово». Педагог говорит предложение, а дети договаривают предложение словами, в которых есть заданный звук (например, С).

Мама купила: самовар, салфетку, санки.

22 слайд

Задание по автоматизации звука в словах.

Игра «Придумай новое слово»

Дети составляют новое слово по первым звукам других слов.

23 слайд

Задание на автоматизацию звуков в словах.

Игра «Что делают?». Дети должны подобрать общее слово к двум словам, так чтобы в нем был заданный звук «Р».

24 слайд

Задание на автоматизацию звуков в словах.

«Рассмеши Несмеяну».

«Несмеяна сидит высоко. До нее очень далеко. Но мы построим мостик. Выложим бревнышки моста - картинки со звуком «С» по правилу: «Сначала идут бревнышки – слова из одного слога, потом из двух слогов, потом из трех».

25 слайд

Теперь, взобравшись к Несмеяне по нашему мостику, мы ее будем смешить. Для этого вы должны назвать любую картинку 5 раз, с различной интонацией.

26 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.

-Игра «Кто умеет…» .Дети подбирают слова к действиям.

-Игра «Кто умеет…». Дети подбирают слова к действиям.

27 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?». Дети согласовывают

существительное с прилагательным. Игры и упражнения на автоматизацию звуков в словосочетаниях.

Игра «Чей? Чья? Чьё? Чьи?» Дети согласовывают существительное с местоимением.

28 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в предложениях.

Игра «Чего не бывает?». Дети выбирают картинку, с которой придумывают предложение, объясняя без чего не бывает этого предмета. В слове должен быть заданный звук.

- Не бывает самолета без хвоста.

Игра «Из чего сделан предмет?». Детям предлагаются две стопки картинок. Нужно взять из первой стопки картинку и выбрать из второй стопки подходящую ей, а потом составить предложение.

29 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в чистоговорках.

30 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях.

31 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в загадках и стихотворениях.

Упражнение «Подбери рифму» .

Мы у нашего крыльца

Посадили – деревца.

Три берёзки – тонконожки

Встали рядом у дорожки.

32 слайд

Игры и упражнения на автоматизацию звуков в самостоятельной речи.

Котята

У маленьких котят открылись глаза и прорезались зубки. Малыши первый раз вылезли из корзинки. Один залез под шкаф. Другой заполз под кровать. Под кроватью стояли сапожки Зои. Пушистый котёнок залез в сапог и крепко заснул.

33 слайд

Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков :

- дифференциация в слогах,

- затем в словах,

- фразах

- и различных видах развернутой речи.

34 слайд

Игры и упражнения на дифференциацию звуков в слогах.

35 слайд

Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах. / том- дом, суп- зуб, миска-мишка. /

36 слайд

Игры и упражнения на дифференциацию звуков в словах.

Игра «Необычные цветы». Детям предлагаются картинки с разными звуками. Нужно выбрать картинки со звуками «Ж» и «З» и разложить по лепесткам цветов.

37 слайд

«Логопедическая работа осуществляется преимущественно в виде специальных групповых и индивидуальных игр, активизирующих ребенка к разговору и служащих, таким образом, прекрасным средством совершенствования его речи». Хватцев М. Е.

ВЫВОД:

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по знать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.

Литература:

1. Логинова В. И., Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду - СПб, Детство-ПРЕСС, 2004.

2. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. – СПб; 2000.

3. Сиротюк А. Л. Изучение детей с учетом психофизиологии. - М., 2000.

4. Кондратенко И. Ю., Барменкова Т. Д., Карелина И. Б. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте. - М., 2005.

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. Вузов. / Под ред. Л. С. Волковой, с. н. Шаховской. - М. : Владос, 2003.

6. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно! / комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2008.

7. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2007.

8. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чё тко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М. : Вентана-Граф, 2003. — 304 с.

8. Скворцова И. В. Логопедические игры. Для детей 4 – 6 лет. – М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игры для автоматизации и дифференциации звуков Картотека включает в себя игры, которые позволяют практически овладеть навыками работы по автоматизации и дифференциации звуков у детей.

Консультация для педагогов «Приемы активизации внимания у дошкольников» Консультация для педагогов "Приемы активизации внимания у дошкольников". • Психологические основы учения по П. П. Блонскому. Учение – работа,.

Чистоговорки-рифмовки для автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Чистоговорки-рифмовки Ш-С Саша по вагону шел, Шоколадку он нашел. Сладость вкусную поднял, Кушать он ее не стал. Ж Жу-жу-жу жужжит пчела,.

Дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуковДидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков Важным условием для улучшения качества логопедической работы в детском саду является совершенствование процесса обучения на занятиях, поэтому.

Игры для дифференциации звуков [Л] и [Р] .

Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С]Упражнения для дифференциации звуков [Ж]-[Ш], [З]-[С] Произносить слова: Шар – жар – базар – гусар Шаль – жаль – зал – сало Мешать – лежать – лизать – лиса Шапка – жалко – зайка – сайка Ушанка.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Индивидуальные занятия с детьми 6–7 лет по заданию логопеда» Консультация для воспитателей логопедических групп «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ 6–7 ЛЕТ ПО ЗАДАНИЮ ЛОГОПЕДА» Индивидуальные занятия.

Методическая разработка занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш] «Спасём братьев-лесовичков!» .

СОД по дифференциации звуков [С]-[Ш] с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мешочек слона Самсона» Тема: Волшебный мешочек слона Самсона Оборудование: слон Самсон - на экране, мешочек, картинки на звуки С, запись артикуляционной гимнастики,.

Стихи для автоматизации и дифференциации звуков Стихи для автоматизации и дифференциации звуков С-З У нас росла на грядке Вкусная капуста. Зашли туда козлятки- На грядке стало пусто!.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Индивидуальные занятия с детьми по активизации, дифференциации звуков»
Опубликовано: 12 марта 2018 в 19:40
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД