Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Анастасия Бабина
Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста»

Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.

Публикация «Консультация для педагогов „Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.

По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.

Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка. Это поведение связано с нарушением ребенком соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений.

Отклоняющееся поведение в рамках педагогической проблемы характеризуется следующими особенностями, затрудняющими процесс обучения и воспитания детей.

1. Девиантное поведение ребенка может быть обусловлено спецификой протекания психических процессов, что может выражаться в их повышенной либо заторможенной подвижности.

2. Девиантное поведение может быть следствием типологических черт личности и характера ребенка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.

Нарушения поведения имеют в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обусловленную, как возрастной незрелостью, неблагоприятной беременностью и родами.

К детям с девиантным поведением относят : агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии : боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма. Выделяют физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их); вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребенка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.

Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.

Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.

Гиперактивный ребенок – ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью.

Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.

Дисфория - расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.

Рассмотрим причины возникновения девиантного поведения у старших дошкольников. В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.

Анализ научной литературы позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины девиантного поведения детей :

1) возросшая напряженность жизни, повышает тревожность. Многие склонны к пересмотру норм поведения, становятся все менее цивилизованными;

2) большое давление на неокрепшие умы и нервы дошкольников вызывает рассогласование между тем, что видит в реальной жизни ребенок;

3) широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания считаться с ними;

4) интеллектуальная неразвитость, душевная черствость;

5) неблагоприятная наследственность;

6) неустойчивость нервных процессов;

7) асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, преступный образ жизни и т. п.);

8) чрезмерный контроль со стороны взрослых или, полное безразличие к ребенку;

9) неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка;

10) замедленные темпы социального и морального, умственного развития;

11) педагогическая запущенность и др.

Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.

Используемая литература:

1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства. //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - с. 38-42.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - С. -Пб. : Питер, 2008. - 400с. (серия Мастера психологии)

3. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учебное пособие. - С. -Пб. : Питер, 2010. - 352с.

4. Менделевич В. Д. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2006, - 288 с.

5. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста /Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 56-67.

6. Рассел Дж. Девиантное поведение. - М. : Евразия, 2012. - 94с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей на тему «Расстройство поведения детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов и родителей на тему:«Расстройство поведения детей дошкольного возраста»Расстройство поведения в детском возрасте.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Развитие музыкально - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста В период дошкольного детства дети интенсивно накапливают.

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста Педагог-психолог Рыжковаа Н. П. Сенсорное развитие ребнка.

Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста» .

Консультация для родителей на тему «Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста» Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста. До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5-6 лет рассматривались.

Консультация для родителей Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литер. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы» дошкольный.

Консультация для воспитателей «Понятие гиперактивности и ее проявления в дошкольном возрасте, причины возникновения» В последние годы довольно острой становиться проблема так называемых неугомонных, невнимательных, импульсивных детей, доставляющих взрослым.

Отчет о проведенном семинаре-практикуме «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Название мероприятия: «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста». Место проведения: МАОУ ДОД «Центр детского технического.

Консультация для педагогов «Причины невнимательного слушания» Не всегда, если дети не слушают учителя, то они непослушные и недисциплинированные. Возможно учителю просто необходимо проанализировать.

Семинар-практикум для педагогов «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста» Цель: -Повышение психолого-педагогической компетентности при работе с детьми младшего школьного возраста. Задачи: -познакомить с причинами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 июля 2015 в 16:21
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД