виктория ильина
Консультация для педагогов «Проект как технология образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Образование – это индустрия, направленная в будущее.
С. П. Капица
Проектирование как метод работы в детском саду появился сравнительно недавно и успешно развивается. Это не просто дань моде, а новый, ёмкий, интересный метод работы с детьми, который позволяет взглянуть на предмет исследования с разных сторон. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом метод проектов дает возможность раскрыть себя, проявить творческую инициативу не только ребенку, но и взрослому.
Публикация «Консультация для педагогов „Проект как технология образовательной работы с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проектный метод – это осуществление замысла от момента его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов деятельности. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Из п. 2.6 ФГОС ДО [2] следует, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать образовательные области. Это максимально полно реализуется в проектном методе. Он означает, что выбранная тема «проецируется» на пять образовательных областей, предлагаемых ФГОС ДО, и на все структурные единицы образовательного процесса. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
В ходе реализации детских тематических проектов, успешно осуществляется комплексно – тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования СанПин, но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Второе преимущество – это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновение содержания различных образовательных областей.
Проектный метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Это метод, который позволяет объединять различные образовательные области, что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагога, служит развитию креативного мышления.
О классификации проектов в ДОУ
В настоящее время проекты в дошкольных образовательных учреждениях различаются по тематике (творческие, информационные, игровые, исследовательские, по составу участников (индивидуальные, групповые, фронтальные, по срокам реализации (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные). В основе проекта лежит проблема, цель, вопрос, которые достигаются в процессе решения поставленных задач. И самое сложное, на наш взгляд, для педагога в проектной деятельности – это обозначить и сформулировать проблему для детей таким образом, чтобы они захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Об этом следует серьезно подумать на предварительном этапе работы.
Таблица 1.
Классификация проектов (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса)
Типы проектной деятельности по содержанию:
По тематике:
По составу участников:
По срокам реализации:
- Исследовательская проектная деятельность;
- Творческая проектная деятельность;
- Нормативная проектная деятельность (нормотворческая)
Ребенок и его семья;
Ребенок и природа;
Ребенок-общество и его культурные ценности;
Педагог–ребенок;
Педагог- родитель
Индивидуальный проект выполняется автономно;
Парный проект- осуществляется парой участников;
Групповой проект- осуществляется группой от 3 – 12 человек;
Коллективный – выполняется всем коллективом
Краткосрочные проекты (до 1 мес.);
Проекты средней продолжительности
(от 1,5 до 5 мес.);
Долгосрочные проекты
(от 6 мес. и более).
Исследовательский – это проект, основной целью которого являются выдвижение и проверка гипотезы.
Творческий – это проект, центром которого является творческий продукт: результат самореализации участников проектной группы.
Нормативный – это проект, основной целью которого является выработка детьми норм и правил поведения в детском саду.
Практико-ориентированный – проект, основной целью которого является изготовление средства, пригодного для разрешения какой-либо социальной проблемы прикладного характера (благоустройство группы, оформление и уход за клумбой).
Таблица 2.
Типы проектной деятельности по содержанию: (авторы Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса) [4]
Исследовательская проектная деятельность :
Обогащает знания детей;
Помогает объяснить ребенку то или иное явление;
Чаще всего носит индивидуальный характер;
Организатором проекта выступает ребенок.
Творческая проектная деятельность :
Ориентирована на создание нового творческого продукта;
Воспитатель и дети договариваются о форме представления результатов проекта;
Осуществляется коллективно;
Помогает дошкольнику развивать умение видеть позицию другого ребенка
Творческий проект по времени долгосрочный
Нормативная проектная деятельность :
Способствует созданию новых правил поведения в определенной ситуации;
Всегда инициируются педагогом;
Помогает снизить конфликтность между детьми в группе.
Этапы исследовательской проектной деятельности :
I этап – создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке вопроса;
II этап –ребенок оформляет проект, родители оказывают помощь;
III этап – защита проекта вместе с родителями;
IV этап –организация выставки проектов в детском саду.
Этапы творческого проекта :
I этап – подготовительная работа (происходит выбор темы)
II этап- определяется мотив участников в предстоящей деятельности
III этап – дети высказывают свои идеи по реализации проекта
IV этап – дети зарисовывают свои идеи по реализации проекта
V этап – дети демонстрируют свои рисунки и рассказывают сверстникам о том, что изображено на рисунках; выбор детьми одной идеи для реализации проекта;
VI этап- информирование родителей
VII этап – организация и проведение работы по реализации общего замысла
VIII этап - педагоги продумывают как представить полученный результат
IX этап – презентация продукта творческого проекта Этапы работы над нормативной проектной деятельностью :
I этап – воспитатель выявляет ситуации, с нежелательными формами поведения детей;
II этап – обсуждение вариантов поведения детей в данной ситуации;
III этап – дети изображают нежелательные последствия поведения;
IV этап – рассказ детей о своих рисунках, и тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация;
V этап – выбор одной идей в качестве правила поведения;
VI этап – дети зарисовывают правило, чтобы оно было понятно всем
VII этап - дети объясняют, что они нарисовали;
VIII этап - выполнение правила всеми детьми в группе.
Мл. возраст – поощрение исследовательского интереса. Средняя гр. Средняя гр., старшая гр., подготовительная гр. Средняя гр., старшая гр., подготовительная гр.
Метод проектов, по мнению исследователя Н. Ю. Пахомовой [14;10], также включает в себя несколько этапов, и только при их соблюдении можно говорить о том, что в ДОО реализуется проектная деятельность :
1. Погружение в проект.
2. Организация деятельности.
3. Осуществление деятельности.
4. Презентация результатов.
Некоторые особенности проектной деятельности в группах младшего дошкольного возраста
Для детей младшего дошкольного возраста актуальны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с ними. Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием: она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Примерная тематика детских проектов в младшей группе определяется основными новообразованиями возраста : это опыт освоения предметного мира и простейших манипуляций с предметами; развитие наглядно-действенного мышления; возникновение новых социальных мотивов – войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, действовать с ними как взрослые; образование системы «я» и развитие потребностей действовать самому. Исходя из этого и учитывая предметный и предметно-манипулятивный ведущий вид деятельности, мы приводим примерный список тем краткосрочных мини – проектов для детей четвертого года жизни (совместно с родителями и педагогом).
Таким образом, тематика краткосрочных проектов в младшей группе для детей четвертого года жизни может быть следующая [6;9] :
- Эти разные и полезные щетки (выставка щеток с последующим накоплением опыта манипуляций с ними).
- Мыло (создание коллекции мыла с последующим накоплением опыта его применения).
- Хлеб-соль (как с пользой для здоровья употреблять хлеб).
- Зонты и зонтики.
- Варежки-перчатки-рукавицы!
- Как одеться по погоде (создание коллекций сезонной одежды с пользой для здоровья).
- Такая разная обувь…
- Наши любимые игры (пальчиковые, подвижные, физкультминутки).
- Любимые игрушки!
- Такие разные машины…
- Любимая еда в детском саду и дома.
- Варим обед-накормим весь свет!
- Фрукты.
- Овощи.
- Аккуратно, мебель!
- Я катаюсь на качелях!
- Круглое, квадратное и треугольное!
- Цветной день.
- Эта книжечка моя!
- Полосатый день.
- Мамина забота.
- Герб семьи.
- Снег, снежок, белая метелица!
- Наша елочка – красавица! Всем ребятам очень нравится!
- Потекли ручьи…
- Мой веселый звонкий мяч! И т. д.
Автор пособия о проектной деятельности дошкольников В. А. Деркунская [6] предлагает рассматривать также коллекционирование, создание коллекций как продуктивную деятельность в рамках проектной деятельности. А именно: создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей – предметной и предметно-манипулятивной. Создание коллекций в рамках проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте отвечает ведущей деятельности детей - предметной и предметно – манипулятивной. Создание коллекций - это путь и возможность познания ребенком предмета, его сенсорной стороны, его разнообразных свойств и качеств, это знакомство с многообразием предметного мира в рамках одной темы или предмета. Учитывая возраст детей, их небольшой опыт деятельности и представлений об окружающем, следует говорить о детско-родительском коллекционировании. Именно такой подход позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье, поскольку совместная деятельность сближает родителя с ребенком. [6;10].
О методе проектов как принципиально новом подходе к образованию и развитию детей пишут авторы другой работы : «Довольно часто ведущая идея проектного подхода трактуется как возможность интегрированного решения педагогических задач в рамках одной темы и предъявляется в виде тематического планирования…Наша задача – показать достоинства и существенные отличия метода проектов от тематического подхода». [10;4]
Далее следуют теоретические обоснования и главы описанием нескольких образовательных историй, в которых автор аргументирует свою точку зрения. Так, под тематическим образовательным проектом она подразумевает отрезок жизни группы детей, в течение которого дети вместе со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу. Эта работа основана на инициативной, активной реализации интересов, потребностей и возможностей детей и не рассматривается как простое участие детей под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр. [10;4]
Внедрение метода проектов в практику педагогической работы, реализация содержания образовательной программы посредством проектной деятельности предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [4, пункт 3.2.5 ФГОС ДО]. В частности, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.) рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Предлагаемые в последующих главах тематические проекты ориентированы на детей 2й младшей группы, проводились мной в течение 2016-2017 учебного года. Они составлены в соответствии с ФГОС ДО. В каждом проекте представлены различные образовательные области и виды детской деятельности, подробно расписаны цели, задачи и ход проекта, приведены примеры ответов детей. В основе каждого проекта лежат различные формы работы с дошкольниками, соответствующие возрастной категории от 3 до 4,5 лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2е изд., испр. – М. : Мозаика-синтез, 2014.
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г., рег. № 30384, вступил в силу с 1 января 2014г.
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» : проект / под ред. В. Т. Кудрявцева. – М. : Вентана-Граф, 2015.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008.
5. Гулидова Т. Проектная деятельность в детском саду. Организация проектирования, конспекты проектов. ФГОС ДО. - Волгоград: Учитель 2015.
6. Деркунская В. А. Проектная деятельность / Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов / О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе и др. – М. : Просвещение, 2012.
7. Звонкин А. К. Малыши и математика. – М. : МЦНМО, МИОО, 2006.
8. Комплексный проект «Веселый летний марафон» : планирование познавательно-оздоровительного отдыха детей 2-7 лет/авт. – сост. Н. В. Бобровская. – Изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель.
9. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Вторая младшая группа. Учебное пособие. М. : ИД «Цветной мир», 2015.
10. Метод проектов в образовательной работе детского сада : пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017.
11. Нурдквист С. Как Финдус потерялся, когда был маленький. М. : Белая ворона, 2014.
12. Опытно-экспериментальная деятельность: программа развития, проектная технология (из опыта работы) /авт. -сост. В. В. Москаленко, Н. И. Крылова. - Волгоград: Учитель, 2009.
13. Орлова А. Это грузовик, а это прицеп. М. : Росмен, 2015.
14. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении : Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. : АРКТИ, 2003.
15. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. – М. : Центр педагогического образования, 2016.
16. Проектная деятельность старших дошкольников/сост. В. Н. Журавлева. - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель.
17. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет/авт. -сост. Е. А. Румянцева. - Волгоград: Учитель, 2015.
18. Простые лабиринты. Кумон Тору, рабочая тетрадь. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
19. Тимофеевский А. П. Веселая геометрия для самых маленьких. М. : ИД КомпасГид, 2016