Консультация для педагогов «Развитие у дошкольников интереса к техническому конструированию»

Марина Александровна Лукомская
Консультация для педагогов «Развитие у дошкольников интереса к техническому конструированию»

Одним из приоритетов работы дошкольного образования является развитие творческих и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Данная задача требует постоянного поиска новых наиболее эффективных технологий, обеспечивающих развитие этих способностей без ущерба физическому и психическому здоровью ребенка.

Игрушки, игры –одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Подчеркивая социальную значимость, игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представление об окружающем, психологи Г. В. Плеханов и Б. П. Никитин в тоже время отмечали, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Подобные игрушки создают детей-потребителей, а не детей-творцов.

Чего нельзя сказать об игрушках-конструкторах. Ведь даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий.

Большинство ЛЕГО игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты задания, то есть заниматься творческой деятельностью. Незаметно для ребенка эти игры помогают приобрести очень важное умение –сдерживаться, не мешать друг другу, размышлять и принимать решение, не просить помощи, если не попробовал сделать сам. Работа с ЛЕГО –деталями стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребенка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца. Таким образом, ЛЕГО–конструирование – это вид моделирующей творчески–продуктивной деятельности. С его помощью трудные учебные задачи можно решить посредством увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как ребенок и педагог могут с ней справиться. Для наборов ЛЕГО характерны высокое качество, эстетичность, необычайная прочность, безопасность.

Развитие конструирования как деятельность, в процессе которой развивается ребенок,последовательно проходит в несколько этапов:

Iэтап: это конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить.

На этом этапе в младших группах нужно знакомить детей с конструктором «Лего», его разновидностями и свойствами.Исследовать детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверить опытным путем на прочность.Определить с детьми название каждой формы: кирпичик, кубик, пластина.

После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования с «Лего», нужно использовать его не, только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх.

Играя в «Лего» дети получают математические знания о счете, форме, пропорции, симметрии. Развиваются сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета.

Также можно использовать Лего-элементы в НОД по ознакомлению с окружающим миром. Дети строют не только по готовым схемам и образцам, но и воплощают в жизнь свои идеи, фантазии, развивается самостоятельность, стремление довести начатое дело до конца, грамотная речь детей, так, как каждый ребенок стремиться рассказать о том, что у него получилось, как он назвал свою конструкцию, чем она ему нравится, что он хотел смастерить.

Младший возраст, это возраст, когда дети познают окружающий мир, ежедневно делают для себя новые открытия.

Например,самая простая игра

1. Игра "Чудесный мешочек"

Дети, не глядя, достают из мешочка детали конструктора затем поочерёдно прикрепляют по схеме детали и собирают нужную конструкцию.

Дети сидят на стульчиках, перед ними два стола. На одном столе разложены детали конструктора. Вызванный ребёнок, берёт нужную деталь и переносит её на свободный стол. Таким образом, выходя поочерёдно к столу, дети вместе собирают здание. Сидящие дети внимательно смотрят и оценивают правильность сборки. Затем постройка обыгрывается.

IIэтап:

Конструирование по инструкции – конструктору прилагается готовая инструкция-схема для сборки модели.

Детям среднего дошкольного возраста полезно предложить собрать модели разных животных,транспортных средств по готовым инструкциям под руководством воспитателя.

IIIэтап:

Конструирование по условиям характерна для детей старшего дошкольного возраста. В этом этапе определяется условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение; В конструирование по условиям формируется у ребенка умение анализировать свою будущую постройку,которая способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по условиям,по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок!» говорил В. А. Сухомлинский.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к миру технического и художественного изобретательства. Целесообразно, как можно раньше развивать и удерживать потенциал детской фантазии. Сформировать и усовершенствовать детские способности. Формирование творческой личности является одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Наиболее эффективно начинать ее формирование и развитие в дошкольном возрасте.

Творческими людьми вырастают только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности. Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренное ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, эстетического и трудового воспитания. Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова «constructio» - построение. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием понимается деятельность,в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева,

специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные

игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для

детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-

технической деятельностью взрослых. Так, например, для конструктивно - технической деятельности взрослых необходимо предварительно обдумать, создать план, подобрать материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, практическое назначение конструкций, построек и т. д. Все эти элементы намечаются и в детском конструировании. Продукты детского конструирования, как правило, предназначены для практического использования в игре.

Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой

игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в

игровые отношения,они не просто определяют обязанности каждого, а

выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д.

Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и

строительной игрой. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструктивной деятельности детей:

- конструирование из строительных материалов

- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других

материалов;

- конструирование из природного материала.

Создание композиций из различных материалов - увлекательное

занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления. В процессе этой деятельности совершенствуются трудовые умения ребенка, связанные с необходимостью овладеть разными приемами и способами обработки бумаги, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. При этом происходит развитие глазомера, точности

движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и

целенаправленно использовать материалы и инструменты.

Очень интересные поделки можно сделать из бросового материала с детьми разного дошкольного возраста (пластиковых бутылочек, коробков, катушек и т. д., природного материала. Природный материал в качестве строительного, можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала (веток, коры, листьев, каштанов, шишек и Т. Д.) Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма…

Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Перечень различных видов конструирования показывает, что каждый из них имеет свои особенности.Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения. Работы по изготовлению поделок весьма разнообразны. Это и создание поделок из цветной бумаги путём её сгибания и складывания в определённой последовательности (оригами, склеивание различных вырезных деталей и переплетение их. Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности.Дети в основном создают художественно-эстетический продукт:

Таким образом, конструирование больше, чем другие виды деятельности,

подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Формируется

у ребенка определенная позиция «Я сделал это сам» важно для его развития.

Получение результата становится для ребенка, критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. При этом происходит развитие глазомера, точности движений и координированная работа обеих рук, умение детей подбирать и целенаправленно использовать материалы и инструменты. Все это позволяет рассматривать художественное конструирование, как средство подготовки детей к обучению в школе.

В подготовительной группе целесобразно продолжить работу с детьми по Лего- конструированию с использованием конструкторов типа «LEGO-дупло», «LEGO Wedo», «LEGO-City», «LEGO EV3»и различными конструкторами в мире электроники и робототехники.

Публикации по теме:

Занятие по техническому конструированию «Мост через реку» в подготовительной группе Конспект по конструированию подготовительная группа. Тема: «Мост через реку» Цель: Учить детей строить мост через реку из геометрических.

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие умения выступать публично у дошкольников» Развитие умения выступать публично у дошкольников 1 слайд. В современном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Консультация для педагогов «Как способствовать возникновению у детей интереса к рисованию» Как способствовать возникновению у детей интереса к рисованию Малыши рано проявляют желание рисовать. Сначала они наблюдают за тем, как.

Консультация для педагогов «Развитие быстроты реакции у дошкольников» Консультация для педагогов «Развитие быстроты реакции у дошкольников» Особенности нервной системы (повышенная чувствительность, быстрая.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» 1 РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ Подготовила музыкальный руководитель: Т. И. Яковенко 2 «Настоящая.

Консультация для педагогов «Развитие мышления у дошкольников с нарушениями слуха» В процессе умственного развития человека тесно взаимодействуют три основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной,.

НОД по техническому конструированию в старшей группе «Терем Деда Мороза и Снегурочки» НОД по техническому конструированию в старшей группе. Тема: «Терем Деда Мороза и Снегурочки» Вид конструирования: конструирование из деталей.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по техническому конструированию «Приключения в Изумрудном городе» Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей» 2 ч Методическая.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по техническому конструированию «Приключения в Изумрудном городе». Ч. 1 Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие детей» 1 ч Тема воспитательного.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Космос
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие у дошкольников интереса к техническому конструированию»
Опубликовано: 17 сентября 2019 в 07:00
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Детский мастер-класс по оригами «Будёновка»
Мастер – класс по оригами «Будёновка» выполняли ребята подготовительной к школе группы – Эрик и Арсен. Материал для выполнения мастер – класса:...
Мастер класс для детей «Букет цветов для мамы»
Мастер класс для детей «Букет цветов для мамы». Для работы нам понадобится • Цветная бумага, двух сторонняя. • Гуашь. • Зеленый фломастер. •...
Мастер-класс открытки в технике айрис фолдинг «Черепаха» к Всемирному Дню неторопливости
Материал будет интересен для воспитателей, учителей и родителей детей подготовительного к школе и младшего школьного возраста. Эта публикация...