Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников»

Анастасия Евстифеева
Консультация для педагогов «Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мы с вами прекрасно знаем, как сложно, порой, ребенку построить связанный рассказ. Или даже просто пересказать знакомый текст. Конечно, у каждого ребенка свой уровень развития речи, но тем не менее, есть и другие факторы, влияющие на это. Ребят часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд наиболее важны. Из-за этого они путаются в дальнейших событиях или забывают их вовсе.

Публикация «Консультация для педагогов „Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Для того, чтобы помочь ребенку при пересказе нам часто приходится вмешиваться в процесс или задавать наводящие вопросы. Но есть и другой способ помощи - эффективные приемами работы на основе наглядного моделирования. Наглядное моделирование - это техника, которая облегчает запоминание и увеличивает объем памяти посредством образования искусственных ассоциаций.

Прием наглядного моделирования можно применять при работе с различными видами связного монологического высказывания:

пересказ;

составление рассказов по картине и серии картин;

описательный рассказ;

творческий рассказ.

Основная суть наглядного моделирования – это использование графического способа представления информации, т. е. модели. В качестве условных обозначений (элементов модели) могут быть символы различного характера:

- геометрические фигуры,

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания

На начальном этапе работы в качестве символов заменителей используются геометрические фигуры, которые своей формой и цветом напоминают замещаемый предмет. Например, желтый круг - солнце, красный кружочек – яблоко и др. Освоив этот этап, дети используют заместители, без учета внешних признаков объекта. Они начинают ориентироваться на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый).

В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются: предметные картинки; силуэтные изображения; геометрические фигуры.

Одним из простых видов связаной речи считается пересказ. Пересказ предполагает умение выделять основные части текста, связывать их между собой, а после составить рассказ. В качестве плана рассказа может выступать наглядная модель.

Для того, чтобы использовать наглядное моделирование при пересказе, ребенок должен владеть:

-принципом замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями;

- умением передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование);

Работу в этом направлении следует начинать с уже знакомых ребенку сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» и др., используются наглядные модели сказки.

В начале дети учатся составлять модели, сопровождающие чтение сказки педагогом. Например, педагог рассказывает сказку «Колобок», а ребята постепенно выкладывают символы-заместители героев сказки. На этом этапе необходимо следить за тем, чтобы предлагаемая ребенком модель соответствовала фрагменту звучащему в данный момент фрагменту сказки.

Параллельно с этой работой можно использовать такие игры как: «Узнай по контуру», «На что похоже», «Забывчивый художник». В качестве элементов модели могут быть картинки с изображением персонажей сказки, затем их можно заменить символами-заместителями (изображения силуэтов персонажей или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого перемещения элементов модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

При рассказе по сюжетной картинке элементами моделей выступают картинки – фрагменты, силуэтные изображения важных объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Последние являются также составными частями плана рассказов по серии картин.

Одной из форм работы над связаной речью является логопедическая сказка. Как уже понятно из названия, это текст со сказочным содержанием, в котором встречается большое количество одинаковых звуков. Такие сказки чаще всего используют при автоматизации какого-либо звука в связной речи или при работе со звуками, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей (оппозиционные звуки). Например, сказки В. Волиной, А. Цыферова и др. Вот одна из сказок из этой книги:

«ОСА, КОТОРАЯ ЛЮБИЛА КУСАТЬСЯ.

В нашем саду на кусте смородины осиное гнездо.

Там оса, она очень любит кусаться. Выйдет в сад девочка Соня. Оса сразу ее кусает. Соня бежит в дом и плачет. Выбежит в сад собака. Оса и его в нос укусит. Всем больно, а оса радуется. Тогда Сонина мама придумала. Она налила в миску сладкий смородиновый сок. Прилетела оса, попробовала сок и подумала: Как вкусно! А я все время кусаю какие-то невкусные предметы. Не буду я больше кусаться. Лучше буду всегда пить этот сладкий сок.

С тех пор мама каждый день наливает для осы сладкий сок. И оса больше никого не кусает.»

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:

Где находилось осиное гнездо?

Кто жил в гнезде?

Почему все боялись осу?

Как можно назвать осу?

Что придумала мама, чтобы отучить осу кусаться?

А что бы сделали вы?

Какое еще название можно придумать для сказки?

При составлении описательных рассказов большую помощь может оказать предварительное составление модели описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

принадлежность к родовидовому понятию;

величина;

цвет;

форма;

составляющие детали;

качество поверхности;

материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

как он используется (какую пользу приносит?

за что нравится (не нравится?

По такой модели можно составить описание какого-либо предмета, относящегося к определенной группе.

После того, как ребенок научится описывать определенный предмет, можно переходить к сравнительному описанию. Такая модель будет состоять из двух пересекающихся обручей (круги Эйлера). Сначала символы описания раскладываются каждый в свой подгрупповой обруч. Затем в пересечении выкладываются одинаковые признаки предмета.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ ЛИСЫ И ЗАЙЦА

Лиса и заяц – это дикие животные. Заяц – маленький, а лиса – побольше. У зайца летом мех серый, а у лисы рыжий. Заяц – травоядное животное, а лиса – хищник.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников»Консультация для педагогов и родителей «Метод мягкой дисциплины на занятиях по физической культуре у дошкольников» Дисциплина - это обучение правильному поведению. Очень актуальна данная тема в начале учебного года, когда происходит формирование детского.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Теоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольниковТеоретические основы применения пальчикового театра как средства развития связной диалогической речи дошкольников Введение Актуальность исследования В настоящее время проблема развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста становится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников»
Опубликовано: 31 января 2023 в 16:23
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Наглядное моделирование как метод развития связной речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Евстифеева (УИ 914397) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД