Оксана Пыжова
Консультация для педагогов «Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольных организациях ежегодно увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием оказывает положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей, с условием правильной организации этой технологии. Такой подход способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии. Нейропсихологический подход является здоровьесберегающей и игровой технологией, осуществляет коррекцию нарушенных психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение, являющееся ведущей деятельностью дошкольника и младшего школьника. Основоположник отечественной нейропсихологии А. Р. Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. В соответствии с развитием и формированием основных психических функций идет построение коррекционной работы. Составляющими компонентами психомоторного развития являются: Дыхательные упражнения. Должны быть перед самомассажем или другим заданием. Выполняются сперва лежа, потом сидя и затем стоя. Развивают: умение произвольно контролировать свое дыхание, что способствует оздоровлению и улучшению самочувствия при оптимизации газообмена; осуществлять самоконтроль над своим поведением, эмоциями, речью, движениями; способствует концентрации внимания и успокаивает. В основе полное дыхание (сочетание грудного и брюшного, чтобы успокоить детей после какой-либо активной деятельности; перед сном или когда надо сосредоточиться и быть внимательным; когда ребенок встревожен, капризничает или проявляет агрессию. Массаж и самомассаж. Проводится после выполнения дыхательных упражнений. При обучении сначала педагог массирует руки (тело) воспитанника, после — руками ребенка, контролируя своими, затем он выполняет самомассаж самостоятельно. Игровой самомассаж может быть использован: ежедневно в индивидуальной работе с ребенком; в виде динамической паузы как часть занятия; в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. Упражнения для релаксации. Проводятся в конце занятия с целью интеграции приобретенного опыта, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений, являются единым процессом. Педагог проверяет каждого ребенка: полностью ли расслаблено его тело, указывает места зажимов, объясняет, как можно их «убрать». Растяжки. Система специальных упражнений (игровой стрейчинг) на растягивание, то есть на естественное движение без напряжения, направлены на приведение тонуса мышц в норму (лежа на спине, на животе, сидя на полу, стоя) проводится в щадящем режиме, медленно. Можно применять на физкультминутках, в пробуждении после сна, в часы индивидуальной работы с детьми. Развитие мелкой моторики. Игры на ее развитие способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают мыслительную деятельность, позволяют активировать межполушарное взаимодействие, стрессоустойчивость. Для коррекции тактильных и кинестетических процессов можно использовать игровые наборы: — тактильное домино, доски Сегена, фигурки с разной поверхностью; — игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: карандаши с гранями, прищепки, пробки от бутылок, сыпучие материалы. — пальчиковые игры: со стихотворным сопровождением, под музыкальное сопровождение, народные потешки и песенки, игры-манипуляции с элементами самомассажа кистей и рук, пальчиковый театр; — кинезиологические игры. Глазодвигательные упражнения. Расширяют объём зрительного восприятия и влияют на функции речи, внимания и памяти. Тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. Упражнения для развития артикуляции. В мышечных движениях полости рта активизируют большая часть моторной коры мозга Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Упражнения развивают межполушарные связи, улучшают память и концентрацию внимания, интегративную функцию мозга. Например, упражнения «Лягушка», «Кулак, ребро, ладонь», «Колечки», «Лезгинка», перекрестная ходьба, горизонтальная восьмерка, зеркальное рисование и другие. Функциональные упражнения. Направлены на развитие определённых когнитивных функций, саморегуляции. Коммуникативные упражнения. Парные и групповые упражнения направлены на развитие общения между детьми, формируют навыки совместных действий. Они имеют как немедленный, так и накапливающийся эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Все упражнения должны представлять собой комплекс психомоторной гимнастики с чёткой структурой и ритуалами начала занятия, релаксацией, окончания, также быть элементом организованной образовательной деятельности, применяться в режимных моментах. Например: — зарядка или утренняя совместная деятельность (ползательные, дыхательные, пространственные упражнения, растяжки) — 5–7 мин. ; — физминутка во время занятия (упражнения глазодвигательные или на развитие межполушарного взаимодействия) –1–2 мин. ;
Публикация «Консультация для педагогов „Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Казарцева, С. А. Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками как основа двигательного и интеллектуального развития воспитанников / С. А. Казарцева, И. Л. Ежова, С. И. Мишина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 3 (51). — С. 48-49. — URL : https://moluch.ru/th/1/archive/217/7082/ ( дата обращения: 14.02.2024).