Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей»

Наталья Гошко
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей»

Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей

Детский сад и семья - два важных института социализации детей. Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.

В современных условиях задачей модернизации взаимодействия семей и детского сада является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад-семья», направленного на активное включение родителей (законных представителей) в жизнь дошкольного учреждения.

Сейчас, помимо традиционных форм работы с семьей таких как: беседы, консультации, анкетирование, наглядная агитация, родительские собрания, посещение семьи, в ДОО все чаще заменяют новыми нетрадиционными формами. Такие формы работы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

Среди нетрадиционных форм работы с родителями можно выделить следующие подгруппы:

познавательные

информационно-аналитические

досуговые

наглядно-информационные

Информационно - аналитические

Цель: выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения

• Проведение социологических опросов

• Анкеты

• Тренинги

• Индивидуальные беседы

• Картотеки «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

• Переписка по электронной почте

Познавательные

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения

• Проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме («Педагогическая лаборатория», «Читательская конференция», «Аукцион», «Душевный разговор», Семинары-практикумы и др.)

• Мини-собрания

• Круглый стол

• Семейные клубы.

• Родительские конференции

• Деловая игра

• Педагогическая гостиная

• Устные педагогические журналы

• Исследовательская, проектная деятельность

• Интернет-журнал

Досуговые

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Формы проведения

• Совместные досуги, праздники

• Интерактивные досуговые мероприятия

• Выставки работ родителей и детей

• Семинары

• Мастер-классы

• Дни добрых дел

• Турниры знатоков

• КВН

• Совместные экскурсии, походы, пикники.

Наглядно - информационные

информационно- ознакомительные; информационно- просветительские.

Цель: Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения:

• Буклеты, брошюры, пособия, бюллетени, еженедельные записки

• Доска объявлений

• Родительская газета

• Ящик для предложений

• Электронные газеты

• Дни (недели) открытых дверей

• Открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей

• Выпуск стенгазет

• Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности

• Взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. В данном контексте образовательная организация не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Чтобы общение воспитателей с родителями не ограничивалось взаимными претензиями, необходимо взаимодействие с родителями строить на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов родителей и, самое главное, их опыта в воспитании детей.

Примеры нетрадиционного взаимодействия семьи и ДОО

Родительские конференции

Цель: обмен опытом семейного воспитания.

Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается для затравки, чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т. п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

Встречи за Круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Семейные клубы

В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

«Семинар – практикум»

На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как воспитатель, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини-тренинги по саморегуляции, игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того, чтобы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.

«Ток–шоу»

Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток–шоу выступают родители, воспитатель, может пригласить специалистов. К примеру, возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

Вечера вопросов и ответов.

Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть одно темными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Публикации по теме:

«Формы сотрудничества с родителями по повышению двигательной активности детей в соответствии с ФГОС» Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия».

Аналитическая записка «Формы сотрудничества с семьями воспитанников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Северо-Енисейский детский сад № 1» 663282, Красноярский край, гп Северо-Енисейский,.

Консультация для педагогов. Формы игры в образовательном процессе детского сада Консультация Формы игры в образовательном процессе детского сада В развитии ребёнка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному.

Консультация для педагогов «Работа ДОУ с семьей» От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей.

Консультация для педагогов «Эффективные формы и методы в работе с детьми по развитию речи» Речь является важнейшим средством овладения знаниями, необходимой предпосылкой обучения и развития ребенка. Поэтому наше общество и государство.

Консультация для воспитателей: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО».Консультация для воспитателей: «Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО». Консультация для воспитателей: "Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями воспитанников ДОО".Вся система работы в.

Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями Нетрадиционные формы общения педагогов с родителями В современном обществе семья и семейное воспитание испытывают существенные трудности.

Нетрадиционные формы «оздоровления» робких и стеснительных дошкольников. Консультация для родителей НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ «ОЗДОРОВЛЕНИЯ» РОБКИХ И СТЕСНИТЕЛЬНЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ. Консультация для родителей. Очень часто родители обращаются с.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Современные подходы сотрудничества детского сада с семьей в условиях реализации ФГОС. Самое главное, в современном мире, чтобы развитие дошкольного образования было положительным оно должно быть объединено одним важным и значимым.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Геометрические фигуры
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с семьей»
Опубликовано: 22 января 2017 в 19:11
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 мая. Всемирный день пчел

Пчелы обитают на Земле уже более 100 млн. лет — подтверждение тому найденный в Мьянме кусок янтаря с застывшей в нем пчелой. О древности пчеловодства говорят и наскальные рисунки. Медом платили налоги в...

20 мая. День Волги

От ручейка в Тверской области до огромной дельты в 180 км, впадающей в Каспийское море — такая она, самая полноводная и протяженная река из всех европейских рек. Сегодня Волга-матушка отмечает свой...

Сценарий развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Квест по русским...
Развлечение для детей среднего дошкольного возраста: «Квест по русским народным сказкам» Цель: Закрепление знаний содержания русских народных сказок....
Конспект занятия по формированию представлений о ЗОЖ «Путешествие в страну Неболейка»
Цель: формирование у детей преставления о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Закреплять знание детей о понятии здоровье, умение заботится о здоровье. 2....
Сценарий миниспектакля для детей 4–5 лет, посвящённого празднику 8 марта «Мартовские...
Мартовские приключения Юли и Даши. Сценарий праздника «8 Марта» в средней группе. Составитель: Воспитатель ГБДОУ № 30 Адмиралтейского р-на г....