МААМ-картинки

Консультация для педагогов «О чем расскажет вам детский рисунок»

Наталья Аликина
Консультация для педагогов «О чем расскажет вам детский рисунок»

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Вглядевшись внимательнее в рисунок любого дошкольника, можно увидеть все, что твориться в душе малыша, чего он не сумеет объяснить взрослым даже в самой доверительной беседе.

Анализировать рисунки дошкольников можно начинать с 4-5 летнего возраста детей. Человечек на рисунках ребят этого возраста уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. У «художников» появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка, одежда (хотя бы в схематическом виде, а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

Публикация «Консультация для педагогов „О чем расскажет вам детский рисунок“» размещена в разделах

О переживаниях, которые испытывает малыш, многое может рассказать структура рисунка.

Предложите своему ребенку нарисовать семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у малыша будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить ребенка или комментировать его рисунок в процессе рисования. Когда же он закончит семейный портрет, тогда можно будет обратиться к юному художнику с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка вашего малыша можно использовать следующие понятия:

светлый – темный

яркий – тусклый

спокойный – тревожный

агрессивный – доброжелательный

богатый – бедный

Например, грустный рисунок – это тот, на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостные или вовсе отсутствуют. Агрессивный рисунок – тот, на котором изображены люди с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Структура рисунка также может рассказать и о реальных привязанностях ребенка в семье. Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствуют о негативном отношении со стороны дошкольника.

Анализируя детский рисунок, нельзя забывать, что дети живут сиюминутными переживаниями, которыми часто объясняют те или иные особенности своих «картин». Родители же должны, как говориться, «читать между строк», уметь различать истинные причины некоторых «ошибок» в детских семейных портретах. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, не удовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

При анализе рисунка семьи обратите внимание на некоторые важные детали. Если на рисунке :

- Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме».

- Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных – «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблем в общении.

- Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в жизни семьи».

- На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» К сожалению, бывают ситуации, когда даже прямое указание («Ты забыл изобразить себя») ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Кроме структуры рисунка о психологическом состоянии вашего ребенка можно узнать из его манеры письма. В то время, когда ваш «художник» будет рисовать семейный портрет, понаблюдайте за ним, его действиями, обращайте внимание на следующее:

- Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности ребенка.

- Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски.

- Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится.

- Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

- Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив.

- Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубое нарушение симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии.

- Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям.

- Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Наконец, при анализе детского рисунка, самое большое количество информации о состоянии ребенка может дать та цветовая гамма, которую использовал ваш малыш.

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

- Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ;

- зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности;

- красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

- желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

- фиолетовый – фантазия, интуиция;

- коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции;

- черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях;

- серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Прикреплённые файлы:

risunok_cpp5o.ppt | 2503,5 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для родителей «Чем заняться с ребенком летом?» Впереди целых 3 летних месяца, наполненных теплом, солнечным светом, душистыми цветами, ароматами леса и луга, спелых ягод и фруктов, брызгами.

«Сохатый». Детский рисунок«Сохатый». Детский рисунок Название: Сохатый Куратор: Ходырева Марина Викторовна Автор работы: Ходырева Полина Возраст автора: 7 лет Описание работы: МКОУ ООШ д.

Консультация для родителей «Вы ещё не привиты? Тогда мы идём к вам!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Василек» города Белореченска муниципального.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» «Взаимодействие педагогов с родителями по социально-личностному развитию детей» Социальное развитие – это формирование отношения ребёнка.

Консультация для родителей «Детский рисунок — ключ к внутреннему миру ребенка» Консультация для родителей «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребёнка» Подготовила воспитатель МБДОУ №89 «Крепыш» Садыкова Зарифа.

Консультация для родителей на тему «Чем полезно рисование?». Мир детства светлый и огромный, со своими законами, познанием мира, языком общения. И роль рисования в нем огромна. Каждая минута, час,.

Мастер-класс для педагогов «Фитбол, больше чем мяч!» Мастер – класс для педагогов «Фитбол – больше, чем мяч!» Цель: передать опыт использования и оптимизации работы с фитболами на занятиях.

Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога»Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование — функциональный рисунок для гармонизации внутреннего состояния педагога» Мастер-класс для педагогов «Фрактальное рисование – функциональный рисунок для гармонизации психоэмоционального и физиологического состояния.

Мастер-класс для педагогов «Все, чем занимаем, в игру превращаем» Цель: Повышение уровня знаний педагогов по использованию здоровьесберагающих упражнений, применение которых возможно в образовательном процессе.

Консультация для родителей «Чем занять ребёнка дома» Чем занять ребёнка дома. На сегодняшний день многие родители замечают, что дети не хотят помогать по дому, не интересуются развивающими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «О чем расскажет вам детский рисунок»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 14:56
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД