Лучший педагог года

Консультация для педагогов «О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Анисимова Мария Вячеславовна
Консультация для педагогов «О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста»

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

Самостоятельность в педагогике определяется как способность ребенка выполнить задание без помощи взрослого. С точки зрения этимологии слово «самостоятельность» может быть определено как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость».

Публикация «Консультация для педагогов „О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

«Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение».

Как считает С. Н. Теплюк, истоки самостоятельности проявляются в раннем возрасте, в первые два года жизни ребенка. В это время начинают формироваться самостоятельные действия и навыки, которые понемногу усложняются в играх и занятиях, в общении и восприятии окружающего мира. Самостоятельные умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видах деятельности, со временем превращаясь в свойство личности. Автор отмечает, что родители играют наиболее существенную роль в этом процессе.

Уже известно, что предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2–3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих основных потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. «К началу дошкольного возраста — к 3 годам, а иногда и раньше — проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности»

Некоторые родители хотят, чтобы ребенок подольше оставался маленьким и зависимым. Другие стараются быстрее сделать его взрослым, ожидая от своего чада того, что он еще не в состоянии сделать.

Первые проявления потребности в самостоятельности обнаруживаются в утверждении малыша «Я сам!», что свидетельствует о качественном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, о растущей позиции ребенка как субъекта реализации своих интересов и желаний.

Известно, что первые трудовые действия малыша связаны с самообслуживанием, которое является для него процессом, заключающим в себе немало трудностей, преодоление которых вызывает радость: «Я сумел сам!», «Я научился!», «Я – молодец!». Он отказывается от помощи взрослых и все чаще просит: «Научите меня самого, то есть выражает потребность в проявлении самостоятельности. Однако нередко под «нажимом» взрослого, которому некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами, колготками, и гораздо легче одеть его, чем научить, терпеливо относясь к неумелым действиям, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта действий педагога или родителей. При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании : дошкольник начинает чувствовать свою беспомощность, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, проявлению волевых усилий. Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ воспитания самостоятельности дошкольников. Выделяется разное отношение родителей к стремлению дошкольника действовать самостоятельноэто две крайние позиции: разрешающая и запрещающая.

Разрешающая (подбадривающая) позиция взрослого побуждает ребенка к активным действиям. У него формируется чувство уверенности в своих возможностях, которое позже перерастает в ответственность за свои действия и поступки.

Запрещающая позиция взрослого оказывает тормозящее воздействие, развивает беспомощность.

Положительный характер стимулирования «Ты можешь» :

Укрепление веры ребенка в свои силы

Положительное мнение о себе

Развитие внутреннего контроля

Принятие ответственности за собственные действия

Самостоятельность

Личность, уверенная в себе

Отрицательный характер стимулирования «Ты не можешь» :

Ослабление веры в свои силы

Отрицательное мнение о себе

Ориентация на внешний контроль

Боязнь ответственности (стремление переложить ее на других)

Зависимость

Личность, не уверенная в себе

Результаты исследований вызывают необходимость изменений в методах воспитания при переходе ребенка от раннего к дошкольному детству : вместо прямого побуждения взрослым отдельных действий малыша ведущими должны становиться методы, которые поддерживают его стремление освободиться от опеки взрослого, одобряют любую попытку проявить самостоятельность, ставят его в условия выбора содержания и средств реализации своих интересов.

Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы? Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу? Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты? Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации именно самостоятельной деятельности детей. От умения быстро решать эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.

Развитие самостоятельности — одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. При изучении психолого-педагогической литературы и исследований мировые и отечественные психологи заметили, что далеко не всегда дети имеют возможность проявить свою активность и самостоятельность, реализовать право на свободу выбора деятельности. Самостоятельность дошкольника нередко не получает должной педагогической поддержки, а его самостоятельная деятельность протекает без внимания со стороны взрослых. Задача воспитателя — создать эффективные условия для возникновения и развертывания полноценной самостоятельной деятельности детей в группе с учетом их индивидуальных особенностей, потребностей и интересов.

Воспитатель должен создать образовательную среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Образовательная среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

РППС должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять задания, то он сумеет так же действовать самостоятельно : организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

Педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка с помощью различных приемов. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно — в свободное время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты. В свободном распоряжении детей должно быть достаточное количество книг. Наряду с книгами можно поместить несколько тематических папок с картинками, фотографиями, и альбомов для свободного рассматривания детьми.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Задача взрослых - воспитать ребенка взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечающим за свои поступки, делающим осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых - помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность в детях закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.

Работу по развитию навыков самостоятельности необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям можно предложить игры с детьми.

Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально. Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.

Подводя итог, можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год» Консультация для педагогов: «Интервью для детей дошкольного возраста на каждый год».Блог. Лариса Гацко. Мы часто фотографируем деток, снимаем.

Консультация для педагогов «Пазлы для детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Пазлы для детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов «Пазлы для детей дошкольного возраста».Уважаемые коллеги, вы знаете, что многие игрушки сначала служили для развлечения,.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 марта 2025 в 18:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «О воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Анисимова Мария Вячеславовна (УИ 2248253) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 апреля 2025 понедельник
Давайте обмениваться книгами!
На зарядку становись!
Лепим, рисуем и печем русские пряники!
Всемирный день творчества и инновационной деятельности
22 апреля 2025 вторник
Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД