МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Обучение дошкольников с ОНР использованию фразеологических оборотов»

Светлана Анатольевна Стадник
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников с ОНР использованию фразеологических оборотов»

«Обучение дошкольников 6-7 лет с ОНР 3 уровня использованию фразеологических оборотов посредством дидактических игр и упражнений»

Фразеологические обороты – это устойчивые, неразложимые словосочетания, своеобразные выражения, не переводимые дословно на другой язык. Они служат средством создания эмоциональной, выразительной речи, средством оценки каких-то явлений или событий (словарь Ожегова).

Публикация «Консультация для педагогов „Обучение дошкольников с ОНР использованию фразеологических оборотов“» размещена в разделах

Фразеологизм, фразеологический оборот, речевой оборот — свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности.

Признаки фразеологизмов

Как самостоятельная лексическая единица языка, фразеологизмы имеют свои отличительные черты.

1. В их составе насчитываются два и более слов, например, играть на нервах - намеренно раздражать, нервировать кого-либо; шито белыми нитками - видна поддельность, искусственность чего-либо; хвататься за соломинку - использовать любое, чаще сомнительное средство для выхода из трудной ситуации; семь пятниц на неделе — о том, кто часто меняет свои планы; биться как рыба об лёд — бороться с нуждой, бедствовать.

2. Фразеологизмы имеют устойчивый состав. Это значит, что словосочетание нельзя искажать, вставлять в него новое слово или заменять одни слова другими, так как фразеологизмы возникли в результате длительного народного творчества и за много веков их использования, как ограненные отшлифованные кристаллы, приобрели свой четко обозначенный состав. Например, в устойчивом словосочетании «висеть в воздухе», что значит «оказаться в неясном, неопределенном положении», поменяем слова: распространяться в воздухе (звуковая волна); висеть на веревке. В результате нашего языкового эксперимента фразеологизм рассыпался, как домик из кубиков, если вытащить один из них из этой детской постройки. Глагол «висеть», употребленный во вновь образованном словосочетании, потерял своё переносное значение, и фразеологизма больше не существует.

3. Воспроизводимость. Пожалуй, этот признак является одним из главных. Фразеологизмы не создаются каждый раз заново по воле говорящего, а употребляются в речевой ситуации как готовые «кирпичики» для построения образной и выразительной речи.

Будут ваши братцы при капитале! Будут. Вот только я так ни при чём останусь — это верно! Да, вылетел, брат, я в трубу! (М. Е. Салтыков- Щедрин).

Брат украшал его сухое изложение деталями, настолько живописными, что председатель, начинавший уже успокаиваться, снова навострил уши (И. Ильф и Е. Петров).

Ишь, стервец, завел шарманку, что ты, Петька, баба что ль? (А. Блок).

4. Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически.

Иногда переносное значение фразеологизма нельзя понять, не обратившись к истории его возникновения. Например, устойчивое словосочетание «на козе не подъедешь» трудно понять многим, особенно иностранцам, изучающим русский язык. Что за коза и почему на ней нужно (не нужно) ездить? Это устойчивое выражение связывают с речью шутов и скоморохов, которые, веселя народ на ярмарках и праздниках, рядились в козу, медведя, чёрта и пр. В их репертуаре была езда на козе или свинье. Но на особо важных и угрюмых людей даже эта уловка не действовала: они даже не улыбались, глядя на такую народную забаву. С тех пор и говорят «на козе не подъедешь» о людях неприступных, гордых, важных или крутого нрава.

Нет, брат, к нему не всякий суйся. Порой бывает такой крутой, что на козе не подъедешь (А. Бестужев-Марлинский).

И я дразнил Антона, что он будет учиться среди сплошных гениев и сам вообразит себя гением и тогда к нему и на козе не подъедешь (Л. Уварова).

5. Фразеологизмы являются одним членом предложения.

Часто фразеологизм синонимичен одному слову: тьма-тьмущая - много, ставить точку в споре - закончить, слово в слово - точно, во все лопатки - быстро, втирать очки - обманывать.

В предложении фразеологизм не делится на части, а является целиком одним членом предложения.

Сегодня мы работали до седьмого пота.

Мы (что делали) работали до седьмого пота.

Фразеологизм «работали до седьмого пота» используется в роли сказуемого.

Дети часто задают вопросы, когда сталкиваются с таким явлением языка, как фразеологические обороты: «Мама, ты говоришь, что мне «Хоть кол на голове теши!» или, что «Все как о стенку горох!» — как это понять? А что, правда можно «умереть со смеху?» А где «раки зимуют?» А кому «медведь па ухо наступил?» Это и не мудрено: большинство таких оборотов воплощают в себе приметы жизни и быта давних времен. Ученые в своих исследованиях отмечают существенное несоответствие между способностью детей к восприятию фразеологизмов и умением осмысленно и логически грамотно использовать их в своей речи.

Ознакомление детей с элементами русской фразеологии относится к содержанию словарной работы.

Примерный перечень фразеологических единиц, с учетом лексических тем, изучаемых дошкольниками с ОНР.

«Овощи. Фрукты»

Как выжатый лимон – очень уставший человек

Разбираться как свинья в апельсинах - не разбираться в чём-либо, не иметь ни малейшего понятия о чём-либо.

Яблоко раздора - причина ссоры, вражды.

«Времена года. Природные явления»

Витать в облаках - находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающих.

Ни капли - нисколько, ничуть.

(Льет) как из ведра - о проливном дожде.

На седьмом небе - безграничное счастье и глубокое удовлетворение.

Сколько лет, сколько зим - употребляемо при встрече давно не видевшихся людей

Золотая осень – сухая, солнечная осень

Как гром среди ясного неба – неожиданно.

Как снег на голову - откуда ни возьмись.

Попасть пальцем в небо - промахнуться, сказать что-либо некстати, не к месту, совершить ошибку.

«Одежда. Обувь»

Родиться в рубашке - быть удачливым, счастливым.

Бросить перчатку - побуждение к спору.

Дело в шляпе – все в порядке, все хорошо.

Спустя рукава - делать свое дело лениво, нехотя, медленно

Два сапога – пара – один другого не лучше.

«Дикие животные»

Как мышь на крупу надулся - так говорят о том, кто имеет обиженный, надутый вид.

Медведь (или слон) на ухо наступил - о том, кто лишён музыкального слуха.

Гоняться за двумя зайцами - стремиться выполнить сразу два разных дела.

Доходит, как до жирафа - о человеке, который долго усваивает сказанное.

Крокодиловы слезы - неискренне жаловаться

Мартышкин труд - бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа.

Вертеться как белка в колесе – много работать.

Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми.

«Домашние животные»

Смотреть, как баран на новые ворота - смотреть с тупым недоумением, столкнувшись с чем-либо новым, неожиданным.

Вот где собака зарыта - выяснить истину, правду.

Козел отпущения - человек, на которого всегда сваливают чужую вину.

Купить кота в мешке - означает приобрести что-то за глаза, не зная ничего о недостатках или достоинствах покупки.

Собаку съесть - многое повидать и испытать в жизни.

Брать быка за рога - начинать действовать энергично, сразу и с самого главного.

«Части тела и лица»

Иметь зуб (на кого-то) - испытывать недовольство кем-либо, сердиться, враждовать с кем-то, затаить злость, желать навредить кому-то.

Точить зубы (на кого-то) - сердиться на кого-либо, накапливать злобу, планировать враждебные действия в отношении кого-либо.

Чесать язык (чесать языком) - говорить зря, заниматься болтовнёй

Разинуть рот - удивиться, прийти в изумление.

Сесть на голову (кому-либо) - постоянно что-то требовать от кого-либо, вести себя бессовестно

Пальчики оближешь - о чём-либо очень вкусном

Не верить своим глазам - удивляться чему-либо неожиданному.

Показать зубы - быть готовым к защите, дать отпор.

Как без рук - оказываться беспомощным без кого-либо (чего-либо)

Клевать носом - дремать сидя и, борясь со сном, поднимать то и дело опускающуюся голову.

Душа в пятки ушла - о человеке, сильно испугался чего-либо.

Морочить голову - дурачить, сбивать с толку, забивать голову пустяками.

Зарубить на носу - запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.

Семи пядей во лбу - очень умный человек

Умывать руки - устраниться, отказаться от ответственности за что-либо. Валиться с ног – падать от усталости

Утереть нос – превзойти кого-либо в чем-либо.

«Профессии»

Мастер на все руки — это человек, который многое умеет.

Профессор кислых щей – малограмотный человек.

Золотые руки - человек, который умеет все делать

«Дом. Части дома»

Не выносить сор из избы - не следует разглашать ссоры, происходящие между близкими людьми.

Как за каменной стеной – находиться под надёжной защитой.

Ни кола, ни двора - наивысшую степень бедности.

Плевать в потолок - совсем ничего не делать, бездельничать.

«Насекомые»

Делать из мухи слона – сильно преувеличивать

Заморить червячка – немного утолить голод.

Комар носа не подточит - не к чему придраться.

«Продукты»

Заваривать кашу – затеять сложное, а иногда и неприятное дело.

Калачом не заманишь – никакими уговорами, никакими средствами не заставить кого-либо зайти или заехать куда-либо.

Съесть пуд соли - прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга.

Печь как блины - создавать что-то быстро и в большом количестве.

«Посуда»

На золотом блюде преподнести, вручить – получить желаемое без усилий.

Не в своей тарелке – чувствовать себя неловко.

«Транспорт»

Сжечь корабли - сделать решительный шаг, после которого нельзя отступить, вернуться к прежнему.

Вставлять палки в колеса – специально мешать кому-либо в каком-либо деле.

Поезд ушел - уже поздно, время упущено.

«Деревья»

Дрожать как осиновый лист – трястись от холода, мерзнуть

Как банный лист (пристал) – о надоедливом человеке

«Мебель»

Сидеть между двух стульев – находиться в неопределенном положении.

«Птицы»

Взять под свое крылышко – окружить кого-либо своим вниманием, заботой.

Гусь лапчатый – ловкий, хитрый, пронырливый человек.

Белая ворона - так говорят о том, кто резко выделяется среди других, кто не похож на окружающих.

Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным.

Попасть как кур во щи - попасть в глупое или неловкое положение.

Первая ласточка - самые ранние признаки появления, наступления чего-либо.

Дидактические игры и упражнения по обучению дошкольников использованию фразеологических оборотов

Изданы различные фразеологические словари, содержащие более 300 устойчивых образных выражений - фразеологизмов. В словаре даются объяснения значений фразеологических оборотов, показываются особенности употребления их в речи, раскрывается история происхождения наиболее интересных по значению единиц. В качестве иллюстративного материала используются цитаты из классических произведений детской литературы - стихотворений и рассказов В. Бианки, С. Михалкова, А. Барто, В. Драгунского, В. Голявкина, Э. Успенского и др. Словари включают, помимо словарных статей, весёлые иллюстрации и обучающие задания, помогающие детям усвоить значение фразеологизмов, понять их отличие от свободных сочетаний слов, научиться находить их в тексте и др.

Дидактическая игра «Фразеологический зоопарк»

Игра дает возможность обогатить словарный запас детей фразеологизмами, содержащими названия животных. Игра способствует развитию мышления, приучает к рассуждению, развивает способность к анализу и умозаключению, обогащает словарный запас детей.

В помощь предлагаются объяснения значений фразеологических оборотов.

Правила игры

Вариант 1: воспитатель называет фразеологизм, но опускает название животного. Дети должны подобрать соответствующую картинку с изображением животного.

Вариант 2: воспитатель показывает изображение животного, дети называют один фразеологизм или несколько, объясняют его (их) значение.

При первом знакомстве с игрой следует разобрать прямое и переносное значение каждого фразеологизма.

Веселые и шутливые фразеологические обороты для дошкольников

Каждый фразеологический оборот обыгрывается в шутливой стихотворной форме, что позволяет яснее понять его в контексте речи и легче запомнить. Фразеологические обороты в стихах позволяют не только познакомить дошкольников с таким интересным пластом лексики, как фразеологизмы, но и разовьет и обогатит речь любого ребёнка.

Загадки, загаданные крылатыми фразами.

Вспомнив известные крылатые фразы и их значения, отгадайте загаданные слова. Чем меньше подсказок для этого понадобится, тем лучше.

ОН в голове у легкомысленного, несерьезного человека.

ЕГО советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез.

На НЕГО бросают слова и деньги те, кто их не ценит.

(ВЕТЕР: «ветер в голове», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер»)

ЕЁ заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело.

ЕЁ не сваришь с тем, с кем трудно сговориться.

ЕЁ «просит» рваная обувь.

ОНА в голове у путаников.

(КАША: «заварить кашу», «(с ним) каши не сваришь», «(ботинки) каши просят»)

Игра «Я скажу, а ты продолжи».

Послушайте стихотворения, дополните их необходимыми фразеологизмами.

Фальшивят, путают слова,

Поют, кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут,

От этой песни … (УШИ ВЯНУТ)

У маленького Паши

Ботинки просят….(КАШИ)

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдёшь.

О них обычно говорят:

Водой … (НЕ РАЗОЛЬЁШЬ)

Ежата – детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых (РУКАВИЦАХ)

Игра «Скажи одним словом»

Сломя голову – быстро.

Сидеть сложа руки – бездельничать.

Упражнение «Приятели и неприятели»

Фразеологизмы являются синонимами.

«Водить за нос» - «Морочить голову».

«С гулькин нос» - «Кот наплакал».

«Стреляный воробей» - «Тертый калач».

«Сломя голову» - «Во весь дух».

«Как гром среди ясного неба» - «как снег на голову».

«Набрать в рот воды» - «Проглотить язык».

«Яблоку негде упасть» - «Куры не клюют».

«Хоть пруд пруди» - «Как селедки в бочке».

Фразеологизмы являются антонимами.

«Семи пядей во лбу» - «Хоть кол на голове чеши».

«На вес золота» - «Грош цена».

«Не покладая рук» - «Спустя рукава».

«мастер кислые щи» - «Мастер на все руки».

«Рукой подать» - «У черта на куличках».

Игры «Кто больше назовет?», «Объяснялки», «Что бы это значило?», «На картинку посмотри – крылатое выражение назови», «Назови, не ошибись!»

Цель: учить детей подбирать фразеологизмы, подходящие по смыслу к различным ситуациям - в устной форме, без наглядного материала.

«Покажи фразеологизм»

Цель: учить детей показывать ситуацию, соответствующую фразеологическому обороту и сам фразеологизм с помощью мимики и жестов.

Работа с фразеологическими оборотами интересна и увлекательна. Очень важно не только открыть детям значение того или иного фразеологизма, правильное его употребление в речи, но и обратить внимание детей на игру слов, меткость и образность нашего языка. А способность человека с юмором относиться к тому, что происходит вокруг, увидеть долю иронии, даже в самом серьезном — есть признак талантливости и внутренней свободы. Именно таковы, до поры до времени, все мы в нашем детстве. И помните: выразительная и образная речь взрослых — лучший образец для детей, которому они с удовольствием подражают.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Обучение игре на флейте: Истории о Флейте» Обучение игре на флейте: ИСТОРИИ о ФЛЕЙТЕ С чего начать? Чаще всего обучение игре на музыкальном инструменте мы представляем, как тяжёлый.

Консультация для воспитателей по теме «Обучение старших дошкольников составлению связных текстов» Консультация для воспитателей по теме: «Обучение старших дошкольников в составлении связных текстов» Воспитатель: Ермольева В. М. г.

Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье» Консультация для родителей на тему «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье» Каждый родитель должен своевременно обучить.

Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье» Консультация для родителей «Обучение дошкольников правилам дорожного движения в семье». Цель: напомнить родителям о необходимости обучения.

Консультация для воспитателей по использованию центра «Песка и воды» в познавательной активности младших дошкольников Мышление ребенка непосредственно связано с восприятием – он мыс-лит, устанавливая связи между воспринимаемыми предметами и действуя с ними.

Консультация для воспитателей «Изобразительная деятельность старших дошкольников с ОНР» Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное.

Консультация «Значение изобразительной деятельности для развития речи дошкольников с ОНР» Особенностью познавательного развития детей с ОНР является более позднее начало становления предметной и изобразительной деятельности по.

Консультация «Обучение дошкольников чтению» Обучение грамоте и чтению - ответственный период в жизни дошкольника. Программа начальных классов сложна и объемна и ребенку, не умеющему.

Консультация «Обучение дошкольников пересказу литературных произведений» ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПЕРЕСКАЗУ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Шахбазян Сауле Тюлегеновна, воспитатель ГБОУ Школа в Капотне, г. Москва Пересказ.

Рекомендации по использованию упражнений и дидактических игр для развития словесно-логического мышления у детей с ОНР Как известно, у большинства детей дошкольного возраста с ОНР недостаточно развиты все мыслительные операции, что создает трудности для перехода.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Обучение дошкольников с ОНР использованию фразеологических оборотов»
Опубликовано: 9 января 2019 в 14:41
+65Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД