Получи документы

Консультация для педагогов «Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников»

Екатерина Панащенко
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»

Консультация для педагогов

«Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников. Условия оптимизации развития познавательной активности дошкольников».

Воспитатель

старше-подготовительной группы

Панащенко Е. В.

с. Мужи 2017г.

Публикация «Консультация для педагогов „Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников“» размещена в разделах

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:

- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;

- намечать план действий;

- отбирать способы решения поставленной задачи- добиваться результата и анализировать его.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных процессов: внимания, восприятия, памяти, творческого воображения. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес— направленность на материал игровой, экологический, математический и т. д.). связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребенка. Основной принцип организации познавательной деятельности дошкольников — принцип осознанности и активности в процессе получения знаний.

Главная задача познавательного развития ребенка — формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Полноценное познавательное развитие детей дошкольного возраста должно быть организовано в двух основных блоках образовательного процесса:

1) в совместной познавательной деятельности детей с воспитателем;

2) в самостоятельной познавательной деятельности детей. Исследования в области дошкольного образования, показали, что формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста возможно посредством современных образовательных технологий:

-использования ИКТ технологий,

-экспериментирования,

- проектной деятельности,

-проблемно-игровыми технологиями,

-методами ТРИЗ,

-знаково-символическими средствами- моделирование.

Что может сделать воспитатель ДОУ в сотрудничестве с родителями для развития познавательного интереса дошкольников :

-развивать интересы в рамках всех занятий

-использовать методы и приемы направленные не на передачу знаний ребенку (перенасыщение информацией, без учета подготовленности дошкольников, а необходимо активизировать процесс освоения знаний -использовать блоково-тематическое планирование

-реализовывать детские проекты по привлекательной для детей теме

-использовать методы обеспечивающие у дошкольников повышение

осознанности в познании (обсуждение чего я хочу узнать, формировать представления о значимости некоторых открытий -рассматривать детские энциклопедии и книги -использовать приемы «Чего не хватает?» (отсутствие достопримечательности на карте, «Я не знаю» (поиск информации по книгам, фотографиям, обмена информации «Я сегодня узнала» -коллекционировать разнообразные объекты, создавать мини-музеи определенной направленности, -сравнивать экспериментировать, моделировать, направлять развитие детей на умение планировать исследовательскую деятельность -создавать ситуации в образовательном процессе «повышенной сложности». Для обеспечения познавательной активности детей широко используется проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей дошкольного возраста.

Интеграция — взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий.

Основа интеграции — единая проблема или тема занятия; серии занятий; занятий, совместной и самостоятельной деятельности; разделов программы.

Типы проектов в ДОУ

Исследовательские и информационные. Их отличает четкая структура, обозначенности целей, наличие гипотезы, актуальность и социальная значимость содержания для всех участников, комплекс методов получения и обработки информации.

Творческие. Нет детально проработанной структуры, она только

намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников (подчиняясь конечному результату (продуманную структуру имеет только оформление результата; программа концерта, сценарий постановки и т. д.).

Игровые. Структура только намечается, а участники берут на себя определенные роли (литературных персонажей, выдуманных герое» в придуманных ситуациях).

Моделирование— наглядно-практический прием включающий создание моделей и их использование для познания окружающей действительности, Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство.

При овладении способами использования моделей перед детьми раскрывается область особых отношений — отношений моделей и оригинала, и соответственно формируются два тесно связанных между собой плана отражения — план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.

ТРИЗ

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Воспитатель должен всегда побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и разрешать. Разрешение противоречий – это важный этап мыслительной деятельности ребенка. Для этого существует целая система методов и приемов, используемая педагогом в игровых и сказочных задачах.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск.

Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научить их формулировать. Игра "Да-Нет” или "Угадай, что я загадала”

Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы (Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Это слон, воспитатель отвечает только " да” или "нет”, пока дети не угадают задуманное.

Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова друг другу. Это могут быть объекты: "Шорты”, "Машина”, "Роза”, "Гриб”, "Береза”, "Вода”, "Радуга” и т. д. Упражнения в нахождении вещественно – полевых ресурсов помогают детям увидеть в объекте положительные и отрицательные качества. Игры: "Хорошо – плохо”, "Черное – белое”, "Адвокаты – Прокуроры” и др.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного

объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.. .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в

жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям.

Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .

Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую

входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Приемы фантазирования:

Сделать наоборот. Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.

Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда

Свет делает предметы видимыми. Увеличить – уменьшить. Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов.

Особый этап работы педагога – тризовца – это работа со сказками, решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.

Коллаж из сказок.

Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок. Знакомые герои в новых обстоятельствах. Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка "Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки встречается серый волк.

Спасательные ситуации в сказках

Такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок учится находить выход из, порой, трудных обстоятельств.

"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть.. .” Предложите свои варианты спасения котенка.

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлению детей начальных форм системного подхода к изучению сложных явлений и носит существенный вклад в их познавательное развитие.

В процессе экспериментирования дети, изобретая комплексные, комбинаторные воздействия на объект, успешно выявляют его системно-образующие связи на основе анализа информации о взаимодействии факторов. Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивности усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании является противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками усвоенным опытом достижения результата. Методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения.

В процессе развивающего обучения важно затронуть ценностно-смысловые ориентации детей. Именно включение ценностно-значимых смыслов деятельности поставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что и обеспечит развитие его личности. Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка

Публикации по теме:

Макеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возрастаМакеты для развития познавательного интереса, речевого и социально-коммуникативного развития детей старшего возраста .

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Развитие познавательного интереса ребёнка к вопросу финансовой грамотности» Целью обучения детей финансовой грамотности является: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методика изучения сформированности познавательного интереса к истории предметного мира у детей дошкольного возраста Для изучения сформированности познавательного интереса к истории создания вещей мною была разработана методика, включающая в себя три направления:.

Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом»Практическое руководство для родителей дошкольников «Как играть с ребёнком со строительным материалом» 11 августа. День строителя. Итак, Вы купили строитель. С чего начать? Прежде всего, не давайте его ребёнку сразу, для самостоятельной игры.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет»Проект «Формирование познавательного интереса к исследовательской деятельности у детей 3–4 лет» Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с.

Формирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краемФормирование познавательного интереса у детей посредством ознакомления с семьей, родным краем .

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Педагогическое руководство формированием познавательного интереса дошкольников»
Опубликовано: 28 февраля 2020 в 10:45
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД