Елена Кулешова
Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов по теме:«Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи».
Цель:
Систематизация знаний педагогов по развитию и формированию лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
Задачи:
Публикация «Консультация для педагогов „Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
• Информирование педагогов об особенностях формирования смысловой стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
• Ознакомление педагогов с игровыми технологиями по развитию лексического запаса и формированию грамматических представлений речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.
• Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.
МЛАДШАЯ ГРУППА
В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большую роль играет работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.
1. Формирование умения употреблять существительные во множественном числе.
2. Формирование умения употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сначала предлагается назвать себя ласково. (Полиночка, Женечка, Сашенька) Затем назвать ласково предметы, игрушки, потом картинки.
3. Формирование умения образовывать родительный падеж существительных.
4. Обучение детей согласовывать прилагательные с существительными.
5. Обучение детей правильно понимать и использовать предлоги.
6. Обучение правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь, спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим). Для этого проводятся разнообразные игры.
7. Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольно-приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).
СРЕДНЯЯ ГРУППА
В средней группе расширяется круг грамматических представлений речи:
1. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (красный чайник, красная чашка, красное блюдце, красные тарелки).
2. Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.
3. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).
4. Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок -— утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — нет зайчат; лисенок — лисята — нет лисят).
5. Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой., цветок — подснежником?»).
6. Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, предмета, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла).
7. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает).
8. Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.
СТАРШАЯ ГРУППА
1. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
2. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро. (быстрый, громко. (громкий).
3. Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает. (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют).
4. Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.
5. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.
6. Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте.
7. В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Продолжается обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями:
1. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать сравнительную степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише).
2. В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).
3. Уточняется правильное употребление глаголов одеть — надеть, при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть — раздеть, но надеть — снять.
4. Усложняются задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал — перебежал (на другую сторону, забежал (в дом, убежал (из дома); веселый — веселится; грустный — грустит.
5. Закрепляется и умение образовывать названия детенышей животных (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок).
6. Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конструировать производные слова: Какие птицы (зима) в нашем лесу?Дрова надо. (пила).
7. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где.).