Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»

Елена Кулешова
Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов по теме:«Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи».

Цель:

Систематизация знаний педагогов по развитию и формированию лексико-грамматических конструкций речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

Задачи:

Публикация «Консультация для педагогов „Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи“» размещена в разделах

• Информирование педагогов об особенностях формирования смысловой стороны речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

• Ознакомление педагогов с игровыми технологиями по развитию лексического запаса и формированию грамматических представлений речи у дошкольников с ОНР 3 уровня.

• Повышение уровня профессионального мастерства педагогов.

МЛАДШАЯ ГРУППА

В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большую роль играет работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.

1. Формирование умения употреблять существительные во множественном числе.

2. Формирование умения употреблять уменьшительно – ласкательные суффиксы. Сначала предлагается назвать себя ласково. (Полиночка, Женечка, Сашенька) Затем назвать ласково предметы, игрушки, потом картинки.

3. Формирование умения образовывать родительный падеж существительных.

4. Обучение детей согласовывать прилагательные с существительными.

5. Обучение детей правильно понимать и использовать предлоги.

6. Обучение правильно употреблять форму повелительного наклонения глаголов единственного и множественного числа (беги, лови, потанцуйте, покружитесь, спрягать глагол по лицам и числам (бегу, бежишь, бежит, бежим). Для этого проводятся разнообразные игры.

7. Необходимо шире использовать глаголы для обучения детей разным способам глагольно-приставочного словообразования (вошел — вышел, пришел — ушел).

СРЕДНЯЯ ГРУППА

В средней группе расширяется круг грамматических представлений речи:

1. Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (красный чайник, красная чашка, красное блюдце, красные тарелки).

2. Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай) происходит в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

3. Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

4. Проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок -— утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — нет зайчат; лисенок — лисята — нет лисят).

5. Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют. подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?. шапку — ушанкой., цветок — подснежником?»).

6. Особенное внимание уделяется образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действием игрушки, предмета, дети обучаются правильному образованию глаголов (лезла — залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула — перепрыгнула; несла — принесла — унесла).

7. Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона карр-карр — каркает, петух кукареку — кукарекает, поросенок хрю-хрю — хрюкает).

8. Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже.

СТАРШАЯ ГРУППА

1. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

2. У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро. (быстрый, громко. (громкий).

3. Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает. (желтеть). Листья на деревьях. (желтеют).

4. Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

5. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

6. Очень важно показать детям, как от изменения слова с помощью аффиксов (суффиксов и приставок) меняется его смысл. Используются упражнения, включающие лексические и грамматические задания. Различая оттенки слова, дети по-иному воспринимают смысл его в том или ином контексте.

7. В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Продолжается обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями:

1. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать сравнительную степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише).

2. В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).

3. Уточняется правильное употребление глаголов одеть — надеть, при этом внимание детей обращается на слова-антонимы: одеть — раздеть, но надеть — снять.

4. Усложняются задания и на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал — перебежал (на другую сторону, забежал (в дом, убежал (из дома); веселый — веселится; грустный — грустит.

5. Закрепляется и умение образовывать названия детенышей животных (у лисы — лисенок, у лошади — жеребенок).

6. Дети учатся подбирать однокоренные слова (весна — весенний — веснушки; снег — снежный — подснежник) и конструировать производные слова: Какие птицы (зима) в нашем лесу?Дрова надо. (пила).

7. Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы. Они оказались там, где.).

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Основные задачи и механизмы песочной терапии в работе с детьми» Применяя песочную терапию с детьми, следует выделить следующие основные задачи: 1. Возвращение в состояние играющего, творящего свободно.

Консультация для педагогов «Основные ошибки при организации проектной деятельности» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Основные ошибки при организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста автор воспитатель высшей.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе» Консультация для педагогов «Развитие речи детей в младшей группе через речевые игры» Наладить контакт с ребёнком? Расположить к себе ребёнка?.

Консультация для родителей «Основные направления по формированию представлений о числе в старшем возрасте» Бурное развитие математической науки и проникновение ее в различные области знаний делает проблему обучения математике более значимой. Основное.

Родительское собрание «Основные направления работы на новый учебный год» Родительское собрание Тема: «Основные направления работы на новый учебный год». Цель: • установление контакта между родителями и педагогами;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 23:39
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулешова (УИ 2793525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД