Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»

Герасимова Ирина Михайловна
Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения

«Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района

Хабаровского края.

Консультация для педагогов.

Тема: " Экологический подход в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников"

Подготовила воспитатель:

Герасимова И. М.

2014г.

Ванино

Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Такое поведение детей ставит родителей и воспитателей в тупик. Ребенок задает вопросы, потрясающие как своими бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные предметы. Одна из принципиальных особенностей любознательности стоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые неизвестные области, используя новые и разнообразные способы. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а следовательно – условия познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремится ребенок, и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действия таят в себе неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных.

Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно они хотят и способны исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, какие результаты достигаются детьми?

Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу, как бы экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Они познают в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Поисковая активность – естественное состояние ребенка, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность переходит в особую деятельность со своими познавательными – мотивами, осознанными намерениями понять, как устроен окружающий мир.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, т. е. путь ребенка к знаниям лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. У ребенка появляется интерес узнать больше, он учится делать выводы и умозаключения, вырабатывается наблюдательность, внимание, сосредоточенность, доводить дело до конца. В будущем ребенок не будет бояться новшеств и трудностей, стоящих у него на пути, а наоборот будет желание испытать себя и самоутвердиться.

Само понятие исследовательского поведения находится на одном уровне с такими понятиями, как научение, интеллект, творчество. Это поведение заставляет ребенка думать, размышлять (Почему льдинка тает на ладошке? Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? и т. д.). Т. е. проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) Что дети стремятся исследовать? Объекты живой и неживой природы, людей, искусственные объекты.

При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и преподнести это так, чтобы привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Предлагаем типы исследования, доступные дошкольникам:

1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2. коллекционирование

3. путешествие по карте;

4. путешествие по «реке времени».

Каким образом следует выстраивать занятие? Воспитатель может придерживаться следующей последовательности этапов:

1. актуализация контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3. опытная проверка или фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный исследователем вне актуального и привлекательного смыслового текста, может оставить детей равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.

Отправным моментом могут быть реальное события, происходящие в данный период: яркие природные явления (н-р: листопад) и общественные события (н-р: предстоящий Новый год). Также это события, «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям (н-р: магнит, коллекция минералов, иллюстрации не на определенную тему).

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напротив напоминает детям (н-р: полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения незнайки и его друзей» или путешествие Чука и Гека из одноименной повести А. Гайдара и т. п.)

И наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «зарождающие» детей и приводящие к интересам (н-р: коллекцию динозавров, марок, сбор красивых камней)

Отталкиваясь от события, можно ставить вопросы для исследования (Почему дует ветер? Как получается радуга? Как добраться до Австралии)

Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-тот явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Обсуждение проходит за «круглым столом», с использованием реального предмета, причем для каждого ребенка.

Занятие можно проводить подгруппами, в разных уголках группового помещения, один-два раза в неделю в целом 30-35 минут

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»

Рейчел Карсон.

«Чувство удивления» 1956 г.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Приоритетным направлением является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг.

Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой.

В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы можно собрать и сделать минилабораторию «Маленький исследователь» силами родителей и друзей детского сада. Таким образом, лаборатория будет оснащена системой сит и переливающихся сосудов. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. В группе создать центры активности, чтобы детям была предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах должны присутствовать материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: дети могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, паролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т. д.

В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе можно использовать большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.

Свои наблюдения дети с помощью взрослого могут заносить в индивидуальный журнал опытов и наблюдений или в картограф. Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований. Приведу небольшой перечень материалов, которыми можно наполнить такой центр:

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски).

Мерные ложки и мензурки.

Сита и воронки разного размера и материала.

Резиновые и силиконовые груши разного объёма.

Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

Гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубоки, соломка для коктейля.

Гигиенически безопасные пищевые красители, растворимые ароматические вещества (ваниль) и продукты (соль, сахар, кофе, чай).

Природный материал (камешки, ракушки, шишки, семена, скорлупа, кусочки коры, листья, веточки, мех, и т. п.)

Бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т. п.)

Магниты.

Увеличительные стёкла, микроскоп.

Портновский метр, линейки, треугольник.

Часы песочные, механические.

Весы, безмен.

Мельницы песочные, водяные.

Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

   В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).

Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).

Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды: дневник наблюдений, картограф, коллекция, макет и т. д.

Обобщение многолетнего опыта работы педагогов, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. В подтверждение данного утверждения рассмотрим, какие виды деятельности можно включить в сам процесс исследования на самом простом примере.

Например, во время прогулки после дождя дети спросили: «Откуда появилась лужа?»

Начинаем планирование процесса ознакомления и исследования данного объекта:

Вводим новое понятие и определяем степень знакомства с ним.

ЛУЖА

 а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

 б) Пролитая на поверхность жидкость.

Формируем банк данных по предмету исследования.

Устанавливаем количество занятий и состав рабочих листов.

Занятия по теме: ЛУЖА Занятие 1.

1.1 Что это такое?

а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

б) Пролитая на поверхность жидкость.

1.2 Какие бывают лужи?

Цвет, форма, размер.

Рабочий лист:

- произвольная по форме лужа (раскрасить, цвет)

- часть лужи указана пунктиром или точками

- большие и маленькие лужи (количество, размер определить с помощью палетки по квадратам)

 - глубина лужи определяется интенсивностью цвета.

Занятие 2.

2.1 Когда появляется?

После дождя.

После поливальной машины.

После таяния снега.

После пролива жидкости.

От незакрытого крана.

Рабочий лист:

- дорисовать недостающий элемент (капли, струи) от дождя, машины, лейки, крана или солнечные лучи к сосульке, снегу, льду.

2.2 Где бывает?                                                   Где не бывает?

       а) на асфальте                                             а) на песке

       б) на полу                                                    б) на снегу

       в) на столе                                                   в) на выпуклой поверхности

       г) на льду

Рабочий лист:

- по ситуации дорисовать лужу там, где она возможна или зачеркнуть там, где не возможна.

Занятие 3.

3.1 Какая в луже вода?

   а) тёплая – холодная

   б) чистая – грязная

   в) прозрачная – мутная

3.2 Кто живёт, купается, пьёт воду из лужи?

Микробы, водомерки, жучки, головастики, лягушки, животные, птицы.

Рабочий лист:

- соединить линией картинку животного с лужей.

- разместить животных в луже.

 ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Рассматриваем и обсуждаем лабораторное оборудование:

- лейка;

- палетка, указка, лист бумаги в крупную клетку;

- бачок с краном;

- краска, камешки, мелки.

Проводим монтаж и изготовление моделей:

- при выполнении работы на улице в качестве моделей используются естественные поверхности с различным покрытием: песок, грунт, асфальт;

- при проведении работы в помещении – заранее подготовленные макеты с различной степенью водопроницаемости.

Выполняем лабораторную работу и обсуждаем результат:

- Поливаем из лейки:

Песок – вода быстро впитывается в пределах места полива.

Грунт – вода, стекая по уклону на небольшое расстояние. Впитывается медленно, а после насыщения почвы в бессточных понижениях образуются лужи.

Асфальт (водонепроницаемая поверхность) – вода стекает по уклону на большие расстояния, образуя в углублениях большое количество луж разной глубины.

- При помощи палетки измеряем размер лужи, очерчиваем её контур, обеспечивая возможность наблюдения изменения размеров в процессе испарения или наполнения выпадающими осадками.

Максимальным результатом проведения лабораторного исследования считается возможность использования приобретённых знаний при самостоятельной деятельности детей в максимальном количестве развивающих центров:

Литература: возможность поиска в библиотеке загадок, стихов, скороговорок; оформление выставки книг (с участием родителей).

Изодеятельность: оформление выставки иллюстраций по теме, использование различных техник (кляксография).

Математика: выполнение заданий в рабочих листах.

Песок-вода: самостоятельное использование моделей.

Конструктивное творчество: монтаж сооружений и конструкций.

Театрализация и драматизация: обыгрывание ситуаций по тексту песенок и стишков:

Доктор Фостер отправился в Глостер,

Весь день его дождь поливал.

Свалился он в лужу, промок ещё хуже

И больше он там не бывал.

Спортивный: подбор соответствующих упражнений и игр (обойти справа – слева, перешагнуть, перепрыгнуть, перейти вброд, по кочкам и т. д.

Ручной труд: коллективное изготовление итоговой работы.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка.

В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности»Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности» b][/b]Консультация для педагогов "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности" «Мальчики и девочки два разных мира.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника» Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребенка-дошкольника. Социальное развитие - это процесс вхождения индивида.

Консультация для родителей и педагогов «Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей» Что ребенок помнит из детства? Вспомните самые лучшие моменты своего детства.? Какие ассоциации возникают у вас когда вы берете, например.

Консультация для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не.

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса» Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Цветы для мамы»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Цветы для мамы» .

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Лето
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 8 марта 2018 в 15:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Фотозарисовка «Осенняя пора…» Часть 1
Фотозарисовка «Осенняя пора… ». Часть 1. Доброе время суток уважаемые друзья, коллеги и гости! Осенняя пора… Яркая, красочная, живая, богатая....
Конспект занятия по лепке «Грибочки для белочек» с детьми 4–5 лет
ЦЕЛЬ: формировать у детей эмоциональный отклик на просьбу о помощи. Задачи: продолжать учить детей формировать определенный предмет из пластилина, разными...
Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с...
Уважаемые родители! С древних времен людей манило все недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос....