МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»

Здорикова Ирина Михайловна
Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Веточка» городского поселения

«Рабочий поселок Ванино» Ванинского муниципального района

Хабаровского края.

Консультация для педагогов.

Тема: " Экологический подход в познавательно- исследовательской деятельности дошкольников"

Подготовила воспитатель:

Публикация «Консультация для педагогов „Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности“» размещена в разделах

Герасимова И. М.

2014г.

Ванино

Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует, умиляет, восхищает, а также раздражает, шокирует и возмущает. Такое поведение детей ставит родителей и воспитателей в тупик. Ребенок задает вопросы, потрясающие как своими бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем. Он боится дотронуться до новой привлекательной игрушки и бесстрашно, с изобретательностью, достойной лучшего применения, находит способы добраться и обследовать недоступные и опасные предметы. Одна из принципиальных особенностей любознательности стоит в стремлении ребенка, сломав или обойдя все рамки, выйти в новые неизвестные области, используя новые и разнообразные способы. Новизна и разнообразие способов обследования является необходимым условием открытия нового, а следовательно – условия познавательного развития. С другой стороны, новизна объектов, к которым стремится ребенок, и нестандартность, «неопробованность» изобретаемых им способов действия таят в себе неизбежную опасность ошибок, в том числе фатальных.

Необходимо понять, какая мотивация движет детьми, что именно они хотят и способны исследовать, каковы особенности познавательной деятельности и, какие результаты достигаются детьми?

Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу, как бы экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает категоризация по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

Они познают в игре, труде, на прогулках, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как». Поисковая активность – естественное состояние ребенка, это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность переходит в особую деятельность со своими познавательными – мотивами, осознанными намерениями понять, как устроен окружающий мир.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у ребенка способностей самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере, т. е. путь ребенка к знаниям лежит через собственный творческий, исследовательский поиск. У ребенка появляется интерес узнать больше, он учится делать выводы и умозаключения, вырабатывается наблюдательность, внимание, сосредоточенность, доводить дело до конца. В будущем ребенок не будет бояться новшеств и трудностей, стоящих у него на пути, а наоборот будет желание испытать себя и самоутвердиться.

Само понятие исследовательского поведения находится на одном уровне с такими понятиями, как научение, интеллект, творчество. Это поведение заставляет ребенка думать, размышлять (Почему льдинка тает на ладошке? Почему одни предметы тонут в воде, а другие нет? и т. д.). Т. е. проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как) Что дети стремятся исследовать? Объекты живой и неживой природы, людей, искусственные объекты.

При организации занятий познавательного цикла необходимо учесть общие задачи развития, охватить множество сведений, касающихся устройства окружающего мира, и преподнести это так, чтобы привлекало ребенка, стимулировало его активность.

Предлагаем типы исследования, доступные дошкольникам:

1. Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойствами;

2. коллекционирование

3. путешествие по карте;

4. путешествие по «реке времени».

Каким образом следует выстраивать занятие? Воспитатель может придерживаться следующей последовательности этапов:

1. актуализация контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы.

2. обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем;

3. опытная проверка или фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями;

4. предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.

Для каждого конкретного занятия нужен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный исследователем вне актуального и привлекательного смыслового текста, может оставить детей равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.

Отправным моментом могут быть реальное события, происходящие в данный период: яркие природные явления ( н-р: листопад) и общественные события ( н-р: предстоящий Новый год). Также это события, «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям ( н-р: магнит, коллекция минералов, иллюстрации не на определенную тему).

Много вопросов для исследования вызывают воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напротив напоминает детям ( н-р: полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения незнайки и его друзей» или путешествие Чука и Гека из одноименной повести А. Гайдара и т. п.)

И наконец, стимулом к исследованию могут стать события, происходящие в жизни группы, «зарождающие» детей и приводящие к интересам ( н-р: коллекцию динозавров, марок, сбор красивых камней)

Отталкиваясь от события, можно ставить вопросы для исследования (Почему дует ветер? Как получается радуга? Как добраться до Австралии)

Каждый вопрос, обращая детей к определенному факту, условиям возникновения какого-тот явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Обсуждение проходит за «круглым столом», с использованием реального предмета, причем для каждого ребенка.

Занятие можно проводить подгруппами, в разных уголках группового помещения, один-два раза в неделю в целом 30-35 минут

«Детский мир чист, светел и прекрасен, полон удивления и волнения. Это наша беда, что для большинства из нас подобное видение, такое подлинное переживание прекрасного и трепет благоговения уже утрачены, когда мы достигаем взрослости. Если бы я смогла повлиять на добрую фею, которая незримо присутствует при крещении всех детей, я бы попросила, чтоб её подарком всем детям в мире стало чувство удивления, которое сохранялось бы на протяжении всей жизни, как противоядие против скуки и разочарований последующих лет, бесплодных занятий с искусственными вещами, как независимый источник нашей силы…»

Рейчел Карсон.

«Чувство удивления» 1956 г.

Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью.

Каждый ребёнок – первооткрыватель. Ему кажется, что он первый увидел, что снег – это много красивых снежинок, что он первый услышал, как чирикает воробей, понял, что ветер может быть ласковым и прохладным – летом, злым и колючим – зимой. Так дети впервые воспринимают природу, её явления, тянутся к ней, пытаются понять окружающий мир. Но иногда загадки природы ставят их в тупик, и они в растерянности бегут с вопросами к нам, взрослым. И тут наша очередь прийти к ним на помощь. Очень часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения и в природе, и среди людей, что во многом осложняет их жизнь в будущем.

Приоритетным направлением является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений.

Многочисленные исследования последних десятилетий убедительно показали, что если механизм познания окружающего мира взрослым и ребёнком различны, то сам принцип познания остается одни и тем же – ребёнок, как и взрослый, познаёт окружающий мир в процессе самостоятельного взаимодействия с этим миром, активного экспериментирования с ним. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.

В своей работе в этом направлении отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей.

Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг.

Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Многие наши «исследования» начинаются с вопросов, которые возникают у детей в процессе наблюдения ими явлений окружающего мира.

Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой.

В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т. к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. На большом картографе можно вместе с детьми отмечать все изменения, которые происходят со снегом, солнцем, деревьями, животными, птицами, насекомыми. Можно также отмечать рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой. Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».

Опыты я подбираю простые для выполнения, но некоторые из них требуют специального оборудования и материалов. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. А вот специальные инструменты и простейшие приборы можно собрать и сделать минилабораторию «Маленький исследователь» силами родителей и друзей детского сада. Таким образом, лаборатория будет оснащена системой сит и переливающихся сосудов. Это даёт возможность показать детям, как можно просеивать сыпучие вещества, очистить (профильтровать) воду, перемещение жидкости в сосудах. В группе создать центры активности, чтобы детям была предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому : от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т. д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах должны присутствовать материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.

Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» : дети могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, паролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т. д.

В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т. п. В работе можно использовать большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость.

Свои наблюдения дети с помощью взрослого могут заносить в индивидуальный журнал опытов и наблюдений или в картограф. Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований. Приведу небольшой перечень материалов, которыми можно наполнить такой центр:

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски).

Мерные ложки и мензурки.

Сита и воронки разного размера и материала.

Резиновые и силиконовые груши разного объёма.

Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.

Гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубоки, соломка для коктейля.

Гигиенически безопасные пищевые красители, растворимые ароматические вещества (ваниль) и продукты (соль, сахар, кофе, чай).

Природный материал (камешки, ракушки, шишки, семена, скорлупа, кусочки коры, листья, веточки, мех, и т. п.)

Бросовый материал (бумага разной фактуры цвета, кусочки кожи, поролона, резины, пластмассы, металлические предметы, пробка, проволока и т. п.)

Магниты.

Увеличительные стёкла, микроскоп.

Портновский метр, линейки, треугольник.

Часы песочные, механические.

Весы, безмен.

Мельницы песочные, водяные.

Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

   В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов:

Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.

Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.

Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).

Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью).

Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды: дневник наблюдений, картограф, коллекция, макет и т. д.

Обобщение многолетнего опыта работы педагогов, анализ методик и программ позволяет сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несё т в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. В подтверждение данного утверждения рассмотрим, какие виды деятельности можно включить в сам процесс исследования на самом простом примере.

Например, во время прогулки после дождя дети спросили: «Откуда появилась лужа?»

Начинаем планирование процесса ознакомления и исследования данного объекта:

Вводим новое понятие и определяем степень знакомства с ним.

ЛУЖА

 а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

 б) Пролитая на поверхность жидкость.

Формируем банк данных по предмету исследования.

Устанавливаем количество занятий и состав рабочих листов.

Занятия по теме: ЛУЖА Занятие 1.

1.1 Что это такое?

а) Небольшое углубление с дождевой или подпочвенной водой.

б) Пролитая на поверхность жидкость.

1.2 Какие бывают лужи?

Цвет, форма, размер.

Рабочий лист:

- произвольная по форме лужа (раскрасить, цвет)

- часть лужи указана пунктиром или точками

- большие и маленькие лужи (количество, размер определить с помощью палетки по квадратам)

 - глубина лужи определяется интенсивностью цвета.

Занятие 2.

2.1 Когда появляется?

После дождя.

После поливальной машины.

После таяния снега.

После пролива жидкости.

От незакрытого крана.

Рабочий лист:

- дорисовать недостающий элемент (капли, струи) от дождя, машины, лейки, крана или солнечные лучи к сосульке, снегу, льду.

2.2 Где бывает?                                                   Где не бывает?

       а) на асфальте                                             а) на песке

       б) на полу                                                    б) на снегу

       в) на столе                                                   в) на выпуклой поверхности

       г) на льду

Рабочий лист:

- по ситуации дорисовать лужу там, где она возможна или зачеркнуть там, где не возможна.

Занятие 3.

3.1 Какая в луже вода?

   а) тёплая – холодная

   б) чистая – грязная

   в) прозрачная – мутная

3.2 Кто живёт, купается, пьёт воду из лужи?

Микробы, водомерки, жучки, головастики, лягушки, животные, птицы.

Рабочий лист:

- соединить линией картинку животного с лужей.

- разместить животных в луже.

 ЛАБОРАТОРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.

Рассматриваем и обсуждаем лабораторное оборудование:

- лейка;

- палетка, указка, лист бумаги в крупную клетку;

- бачок с краном;

- краска, камешки, мелки.

Проводим монтаж и изготовление моделей:

- при выполнении работы на улице в качестве моделей используются естественные поверхности с различным покрытием: песок, грунт, асфальт;

- при проведении работы в помещении – заранее подготовленные макеты с различной степенью водопроницаемости.

Выполняем лабораторную работу и обсуждаем результат:

- Поливаем из лейки:

Песок – вода быстро впитывается в пределах места полива.

Грунт – вода, стекая по уклону на небольшое расстояние. Впитывается медленно, а после насыщения почвы в бессточных понижениях образуются лужи.

Асфальт (водонепроницаемая поверхность) – вода стекает по уклону на большие расстояния, образуя в углублениях большое количество луж разной глубины.

- При помощи палетки измеряем размер лужи, очерчиваем её контур, обеспечивая возможность наблюдения изменения размеров в процессе испарения или наполнения выпадающими осадками.

Максимальным результатом проведения лабораторного исследования считается возможность использования приобретённых знаний при самостоятельной деятельности детей в максимальном количестве развивающих центров:

Литература: возможность поиска в библиотеке загадок, стихов, скороговорок; оформление выставки книг (с участием родителей).

Изодеятельность : оформление выставки иллюстраций по теме, использование различных техник (кляксография).

Математика: выполнение заданий в рабочих листах.

Песок-вода: самостоятельное использование моделей.

Конструктивное творчество : монтаж сооружений и конструкций.

Театрализация и драматизация: обыгрывание ситуаций по тексту песенок и стишков:

Доктор Фостер отправился в Глостер,

Весь день его дождь поливал.

Свалился он в лужу, промок ещё хуже

И больше он там не бывал.

Спортивный: подбор соответствующих упражнений и игр (обойти справа – слева, перешагнуть, перепрыгнуть, перейти вброд, по кочкам и т. д.

Ручной труд: коллективное изготовление итоговой работы.

Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком (вместе, на равных, как партнёров, создавая при этом особую атмосферу, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка.

В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 1. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный.

Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности»Консультация для педагогов «Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности» b][/b]Консультация для педагогов "Гендерный подход при организации самостоятельной деятельности" «Мальчики и девочки два разных мира.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД» Ученье есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную или физическую работу индивидуально.

Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребёнка дошкольника» Индивидуальный подход к коррекции недостатков социального развития ребенка-дошкольника. Социальное развитие - это процесс вхождения индивида.

Консультация для родителей и педагогов «Коллекционирование — как одна из моделей исследовательской деятельности детей» Что ребенок помнит из детства? Вспомните самые лучшие моменты своего детства.? Какие ассоциации возникают у вас когда вы берете, например.

Консультация для родителей «Организация познавательно-исследовательской деятельности детей в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов детской деятельности. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Консультация для воспитателей «Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду» Технология познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Очень часто мы говорим малышу: «Отойди от лужи, испачкаешься! Не.

Мастер-класс для педагогов по познавательно-исследовательской деятельности «Знакомство с листом Мебиуса» Цель: Познакомить педагогов с математической технологией «Лента Мебиуса». Повысить уровень профессионального мастерства педагогов в развитие.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Цветы для мамы»Проект по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду «Цветы для мамы» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экологический подход в познавательно-исследовательской деятельности»
Опубликовано: 8 марта 2018 в 15:04
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД