Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Профилактика орфографической зоркости у детей с ОНР» (из опыта работы)

Любовь Ивановна Гурьева
Консультация для педагогов «Профилактика орфографической зоркости у детей с ОНР» (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Улыбка».

Консультация

для педагогов детского сада

(из опыта работы).

тема: «Профилактика орфографической зоркости у детей дошкольного возраста с ОНР.

Учитель – логопед: Гурьева Л. И.

п. г. т. Малиновский. 2012год.

Язык, великолепный наш язык

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

Публикация «Консультация для педагогов „Профилактика орфографической зоркости у детей с ОНР“ (из опыта работы)» размещена в разделах

К. Д. Бальмонт

Статистика говорит о том, что в последние годы значительно возросло количество детей с отклонениями в речевом развитии.

Они составляют самую значительную группу – 80% от всех детей дошкольного возраста. Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе – это всесторонняя проработка организационно – содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Что такое дисграфия? Это стойкие специфические ошибки на письме. В основе их лежат серьезные объективные причины: несформированность психических и фонематических процессов, лексико – грамматической стороны речи. Дети дисграфики с трудом овладевают письмом – в письменных работах множество ошибок, пропуски, перестановки, замены букв, слитное написание слов в предложении, зеркальное письмо.

Современные ученые Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин считали, что к ошибкам приводит несформированность знаний о звуковом составе слова.

И. Н. Садовникова, А. Н. Коренев, М. М. Безруких указывают, что причиной дисграфии может быть недоразвитие высших психических функций и не сформированность пальцевого праксиса. Значит, для полноценного обучения, ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, фонематический слух и особое зрение на буквы, иначе он овладеть письмом не сможет.

Учитывая высказывания ученых и опираясь на собственный опыт, считаю, что своевременная помощь, начиная с детского сада, облегчит ребенку, посещающему группу компенсирующего обучения и имеющего логопедический диагноз ОНР, обучение в школе. Для решения этой задачи выбрала тему: «Профилактика орфографической зоркости у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- изучение литературы по данному вопросу

- создание и реализация системы работы по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза слов.

- мониторинг результативности разработанной системы.

Предполагаемый результат при выпуске ребенка в школу:

- умеет определять количество слов в предложении,

- умеет определить, сколько слогов в слове.

- определяет место звука в слове.

- знает, как провести звуковой анализ и синтез слова,

- знает буквы и умеет их печатать, владеет навыком чтения.

Для этого подобрала и систематизировала игры по развитию фонематического слуха. Фонематический слух – это составная часть многих методов коррекционного воздействия, как на подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях. На первых этапах развитие фонематического слуха начинала с узнавания неречевых звуков, затем охватывала звуки речи правильно произносимые детьми, постепенно вводила в работу те звуки, которые исправлены и автоматизированы. Для этой работы подобрала и систематизировала игры и игровые упражнения. Приложение №1

Основной задачей в развитии фонематического слуха и правильного звукопроизношения, считаю формирование звукового анализа и синтеза слов. Звуковой анализ и синтез слов можно рассматривать, как предпосылки формирования языковой грамотности. Мне нравиться использовать на занятии звуковую схему написания слов, ее написание идентично письму. Различие в том, что вместо буквенного кода, используются другие символы обозначения – кружочки, квадратики. Обучая детей звуковому анализу с составлением схемы, мы учим детей квази – письму, это первый этап в формировании действия письма у дошкольников. Для выполнения анализа и синтеза слова предлагаю детям алгоритм действий. Приложение №2

На занятиях по обучению элементам грамоты, отвожу время для деления слов на слоги. Что это дает детям? Это готовит детей к умению переносить слова со строки на строку, у детей усиливается слуховое восприятие и уточняется в сознании состав и порядок звуков в слове. В своей работе использую хоровое проговаривание слов по слогам с повышением и с понижением голоса, с переходом на шепот. Этот прием дисциплинирует детей, приучает их слушать товарищей. В занятия включаю работу с разрезными картинками «Сложи картинку», «Определи предмет по контуру», «Узнай зашумленные картинки». Такие упражнения способствуют у детей развитию зрительных и зрительно - пространственных функций, что необходимо для качественного обучения в школе. Приложение №3

Познакомившись с буквой, мы лепим ее из пластилина, выкладываем с помощью мелких предметов (крупы, фасоли, гороха, ниток, спичек). Дети охотно находят заданную букву в тексте (кроме газетного, пишем букву на снегу, песке, ладошке, спине. Думаю, что такими действиями мы исключим проблему оптической дисграфии.

Благодаря углубленной работе по формированию у детей фонематического слуха и зрительного праксиса:

- 7 детей читают бегло, 8 детей читают по слогам,

- 14 детей печатают под диктовку слова из 3-х 4-х букв, короткие фразы.

- 15 детей делят слова на слоги, выделяют гласную, как вершину слога.

Дети научились слушать и выполнять инструкцию взрослого во время организованной деятельности.

Публикации по теме:

Приказ на проведение педагогического совета .

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Профилактика орфографической зоркости у детей с ОНР» (из опыта работы)
Опубликовано: 8 октября 2014 в 12:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД