Получи документы

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»

Анна Савчук
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка. Для этого можно использовать великое множество различных игр и упражнений, которые будут интересны для ребенка в вашей работе.

«Рука – это своего рода внешний мозг» — писал Кант.

Публикация «Консультация для педагогов „Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи“» размещена в разделах

Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями многих крупнейших ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных действий.

Рекомендуется начинать активную тренировку пальцев с восьмимесячного возраста.

В раннем детстве ребенку очень важно играть, причем играет он со всем- с игрушками, с окружающими предметами и даже со своими пальчиками.

Ведь у ребенка все взаимосвязано - нагрузка на пальчики, массаж, развитие их гибкости напрямую связаны с участками мозга, «отвечающие» за речь, интеллект, умение концентрироваться.

Пальцы рук снабжены огромным количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

Очень важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности — игру. Громадное и особое место занимает игра в жизни ребёнка. Игровые приёмы помогают сделать задания для детей привлекательнее. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то задания, овладевают навыками, учатся культуре общения друг с другом, с окружающими, формируется связная речь.

Уровень развития связной речи у детей снижается с каждым годом, поэтому для достижения положительных результатов необходимо совершенствование традиционных методов и приёмов, поиск более новых, оригинальных, творческих и эффективных методик.

Таким образом, развивая тонкую моторику, мы не только продвинем развитие своего ребенка вперед, но и сможем быстрее преодолеть отклонения, возникающие в речевом развитии ребенка.

Можно порекомендовать следующие увлекательные игры:

Игры с кубиками. Из кубиков можно строить башни, дорожки, ступеньки, стульчики и домики для маленьких игрушек, гаражи для машинок. Главное заинтересовать малыша. Сначала, конечно он может только ломать, но со временем научится и строить.

Игры с крупой или солью. Раскладываем по мисочкам, чашечкам, тарелочкам из кукольной посуды. Высыпав манку на тарелку или поднос, можно рисовать по ней пальчиками. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.

Широко известны такие приемы:

• Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно всё, что угодно. Поднос можно встряхнуть аккуратно, чтобы поверхность опять стала ровной.

• Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.

• Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание цифр, букв.

• Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые.

• Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катание горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны, придавливание горошину к столу и вращением ее каждым пальчиком).

Игры с макаронами. Фигурные макаронные изделия разной формы – отличный материал для игр. Их можно сортировать, раскладывая по кучкам или баночкам, запихивая в узкое горлышко бутылки, нанизывать на нитку или проволоку, делая бусы.

Игры с водой. Ловим ложкой или ситечком из емкости с водой различные плавающие предметы, переливаем водичку из одного стакана в другой.

Игры с бумагой. Мягкую бумагу или салфетки можно мять, рвать на мелкие кусочки, катать шарики или колбаски. Можно бумагу сюрпризики- ребенок с большим интересом будет пытаться развернуть, ну или сам будет пытаться что либо заворачивать.

Игры с пуговицами. Ребенку очень понравится перебирать разноцветные пуговицы, которые можно еще и сортировать по цвету и размеру, можно раскладывать их по ячейкам от коробки конфет.

Игры с наклейками. В продаже существуют множество ярких книжек и альбомов с наклейками, которые можно приклеивать и отклеивать множество раз не только в книжку, но и на любую гладкую поверхность.

Игры с песком. Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму (выкладывание букв, рисование пальчиком по песку, счету, грамоте, звукопроизношению (поиск мелких игрушек на заданный звук); познавательные дают возможность узнать о многообразии окружающего мира, проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, творчество и фантазию.

Раскрашивание. Одно из самых главных требований при выполнение этой работы – доведение работы до конца и соблюдение принципа естественности и сочетаемости цветов.

Игры с природным материалом (для индивидуальной работы).

Предложите ребенку разложить в две разные мисочки фасоль и горох, которые перемешаны в большой чашке.

Покажите ребенку, как можно складывать забавные фигурки из счетных палочек. Пусть сложит лесенку, елочку, домик.

Выкладывайте с ребенком узоры из гороха, фасоли, желудей. Используйте для основы картинку с тонким слоем пластилина.

Заключение:

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук-движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного, слухового восприятия, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения Бражнова Валентина Владимировна. Игра- основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре закрепляются полученные знания и представления.

Консультации для воспитателей «Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи» У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Развитие мелкой моторики на занятиях лепкой и рисованием Подготовила: Воспитатель: Громова А. Г. Каждый ребенок.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики» Развитие речи ребёнка очень тесно связано с развитием ручной моторики. Это обусловлено, прежде всего, анатомической близостью зон, регулирующих.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи» Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как.

Консультация для родителей и педагогов адаптационных групп «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы»Консультация для родителей и педагогов адаптационных групп «Развитие мелкой моторики посредством использования крупы» Совместная деятельность родителей и детей очень важный и нужный аспект в воспитании. Предлагаю Вашему вниманию материал из опыта своей работы.

Средства развития мелкой моторики рук у детей с нарушением речи. Консультация для родителей У большинства детей дошкольного возраста с нарушением речи специальными исследованиями выявлен недостаточный уровень сформированности не.

Мастер-класс для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» МАСТЕР – КЛАСС «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Подготовила: Субханкулова З. А. г. Оренбург, 2017г.

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением речи. Учитель - Старикова. В. В ___ В настоящее.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в процессе изодеятельности Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Она способствует не только его эстетическому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи»
Опубликовано: 31 октября 2018 в 22:20
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД