вероника верхотурова
Консультация для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный момент.
Моя консультация посвящена теме «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования». В рамках консультации хотела бы поделиться своим опытом в исследовательской деятельности. С вашей помощью сегодня хочу продемонстрировать некоторые занимательные опыты и эксперименты с некоторыми материалами, которые можно использовать в работе с детьми.
Публикация «Консультация для педагогов „Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.
Мы попробуем не только провести опыты, но и сделать выводы.
А сейчас я приглашаю вас в сказку. Сказка называется, а как она называется, вы мне подскажете, отгадав загадку:
«Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг — только грязь и зола.
А звали красавицу …». (Золушка).
Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка».
В очередной раз злая мачеха и ее дочери отправлялись на королевский бал, оставляя Золушку дома, но чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Мачеха приказала Золушке оживить засохшие цветы, разрушить башню, перебрать крупу, определить где пресная вода,а где соленая.
Опечалилась Золушка, услышав, сколько заданий ей надо выполнить. Разве сможет Золушка справиться одна? Но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь? Вы согласны со мной?
Ну что, приступим к первому заданию.
1.«Оживить засохшие цветы».
У вас на столах лежат цветы Лотоса. А теперь аккуратно поместите разноцветные лотосы на поверхность воды налитую в емкости на ваших столах завернутыми лепестками вверх.
Что мы видим? Посмотрите, какое чудо! Буквально на наших глазах лепестки цветов начинают распускаться. Почему?
Какой мы можем сделать вывод? Это происходит потому, что бумага намокает, постепенно становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Правильно, бумажные цветы от воды намокли и стали распускаться.
2. Задание «башня»
«Пизанская башня» Глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан воды. Опыт: Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.
3. Перебери крупу
В тарелку с крупой попали металические предметы. Что же делать как быть? У нас есть волшебный предмет,который поможет нам. О каком предмете едет речь. (магнит)
Вывод: Магнит претягивает металические предметы
4. «Пресная и соленая».
На столе 2 стакана с водой и два яйца,опускаем яйца в емкость и наблюдаем что произоидет.
Вывод: Соль удерживает предметы на воде.
Ну что, уважаемые коллеги, как вы думаете, помогли мы Золушке справиться со всеми заданиями злой мачехи? Что нам в этом помогло?
Обращаю ваше внимание, что при проведении экспериментов необходимое условие – безопасность детей. В результате организации детского экспериментирования у детей:
— развивается познавательная активность,
— появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
— расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе и т. д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
— появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
— развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость.
Вывод: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Как сказал российский естествоиспытатель К. А. Тимирязев: «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Мне было с вами очень приятно сотрудничать. Спасибо за активность!