Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС до»

Светлана Сплошнова
Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС до»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 10 «Кроха»

«Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов

Выполнила: Сплошнова Светлана Юрьевна,

воспитатель 1 мл. группы

г. Чкаловск, 2017 г

Публикация «Консультация для педагогов „Реализация образовательной области „Речевое развитие“ в условиях ФГОС до“» размещена в разделах

По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, которая включала в себя непосредственно вашу работу, т. е. работу учителей-логопедов в дошкольных учреждениях называлась «Коммуникация». Теперь по новому Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, который вступил в силу с 1 января 2014 года, вместо 10 образовательных областей, осталось только пять:

• социально-коммуникативное развитие

• познавательное развитие

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие

Образовательная область, которую вы будете реализовывать по ФГОС ДО называется «Речевое развитие». Для того, чтобы не было сомнений относительно образовательной области «социально-коммуникативное развитие», не входит ли ваша работа в данную область, необходимо ознакомиться с содержанием данных областей по ФГОС :

Социально-коммуникативное развитие направлено на :

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

Речевое развитие включает :

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Теперь зададимся вопросом: учитывая какие, важные аспекты нового документа, учителя-логопеды, воспитатели логопедических групп, и просто воспитатели занимающиеся развитием речи детей должны реализовывать образовательную область «Речевое развитие»?

Первое, что следует отметить, познакомившись с ФГОС дошкольного образования – это ориентация нового документа на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в т. ч. и речевое, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, речь и речевое развитие есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я" социуму. Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в реализации любой образовательной области в соответствии со Стандартом.

Какие принципы ФГОС вы должны учитывать при работе с детьми:

• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства

• содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнерства с семьей;

• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• возрастной адекватности (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учёта этнокультурной ситуации развития детей. (пункт 1.2)

Ведущие задачи по образовательной области «Речевое развитие», которые должны будут решать дошкольные образовательные организации, являются:

1. овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие у детей связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

2. коррекция звукопроизношения детей.

Рассмотрим формы деятельности с детьми, для достижения задач, описанных в первом пункте:

1. Режимные моменты:

* Образцы коммуникативных кодов взрослого;

* Освоение форм речевого этикета (пассивное);

* Использование в повседневной жизни форм речевого этикета;

* Беседы.

2. Совместная деятельность с педагогом :

* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками);

* Обучающие игры с использованием предметов и игрушек;

* Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, колыбельные);

* Сюжетно – ролевая игра;

* Игра – драматизация;

* Работа в книжном уголке;

* Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);

* Имитативные упражнения, пластические этюды;

* Коммуникативные тренинги;

* Совместная продуктивная деятельность;

* Экскурсии;

* Проектная деятельность;

* Досуги;

* Интегрированные занятия;

* Тематические досуги;

* Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций;

3. Самостоятельная деятельность детей:

* Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек);

* Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог)

* Игра – драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т. д.);

* Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог);

* Самостоятельная художественная деятельность детей

* Сюжетно – ролевая игра;

* Игра – импровизация по мотивам сказок;

* Театрализованные игры;

* Игры с правилами;

* Совместная продуктивная деятельность детей.

4. Совместная деятельность с семьё й:

* Эмоционально – практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками);

* Продуктивная деятельность;

* Игры парами;

* Беседы;

* Пример коммуникативных ходов взрослого;

* Чтение, и рассматривание иллюстраций;

* Игры – драматизации;

* Досуги, праздники;

* Экскурсии;

* Совместные семейные проекты;

* Объяснение, повторение, исправление;

* Дидактические игры;

* Чтение, разучивание стихов, скороговорок, чистоговорок;

* Беседа, пояснение;

* Экскурсии;

* Тренинги (действия по речевому образцу взрослого);

* Участие в проектной деятельности;

* Информационная поддержка родителей. Экскурсии с детьми.

Однако согласно ФГОС при использовании всех данных форм построения образовательной деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (пункт 1.4).

Вторая задача образовательной области «Речевое развитие» – это коррекция звукопроизношения, которая проводится в процессе индивидуального и подгруппового взаимодействия с детьми, нуждающимися в помощи.

В ближайшее время всем вам необходимо будет переосмыслить и продумать содержания коррекционной работы в соответствии с новыми утвержденными ФГОС ДО. А это означает, что в основной общеобразовательной программе дошкольного образования вашего ДОУ, необходимо будет изменить программу по коррекции речи, в соответствии ФГОС ДО, заложить все специфические особенности обучения и развития детей : варьирование сроков усвоения материалов, систему коррекционной работы, специальные подходы, методы и приемы, направленные на освоение ООП, особые условия реализации.

Основные разделы программы коррекционной работы в ДОУ: Следует:

• • указать цели, задачи, принципы реализации коррекционной программы;

• • охарактеризовать содержание программы;

• • описать этапы и механизм реализации;

• • раскрыть основные направления коррекционной работы

• • систематизировать материалы комплексно-тематического планирования по возрастам.

Программа коррекционной работы должна содержать:

• содержание и план реализации коррекционных мероприятий (в т. ч. индивидуально-ориентированных, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

• систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении программы, корректировку коррекционных мероприятий;

• описание специальных условий обучения и воспитания детей с нарушениями речи, использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных пособий и дидактических материалов, технических средств, проведение индивидуальных, подгрупповых, групповых коррекционных занятий;

• механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий специалистов в области коррекционной педагогики с привлечением медицинского персонала;

• планируемые результаты коррекционной работы.

Программа коррекционной работы содержит несколько направлений: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское. Каждое из них имеет отличительные особенности.

Диагностическое направление включает:

• своевременное выявление детей, нуждающихся в специальной помощи;

• диагностику отклонений в развитии речи;

• комплексный сбор сведений о ребенке на основе диагностической информации.

Коррекционно-развивающее направление включает:

• выбор оптимальных для развития ребенка с нарушением речи программ, методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и учетом особенностей развития :

• организация и проведение учителями-логопедами индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, необходимые для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

Информационно-просветительское направление предусматривает:

• Проведение тематических выступлений (лекции, беседы, печатный материал, направленной на разъяснение участникам образовательного процесса (родителям, воспитателям) вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса по коррекционной работе.

Консультативная работа включает :

• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с нарушением речи, единых для всех участников образовательного процесса;

консультирование воспитателей логопедических групп по возникающим вопросам при работе с детьми с нарушениями речи;

консультационную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

Координирующая роль в реализации программы принадлежит учителю-логопеду. Основываясь на результатах изначального диагностического обследования, он разрабатывает комплекс мер, направленных на нормализацию всех сторон речи, развитие моторики и всех психических процессов. Совместная работа с другими специалистами (психологом, музыкальным руководителем, физинструктором, воспитателем, врачами) позволяет активно воздействовать на ребенка специфическими профессиональными средствами. Таким образом, комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, когда наряду с логопедическим воздействием ведется воспитание личности ребенка и оздоровление детского организма в целом. Учитывая индивидуальные особенности и потребности каждого ребенка с нарушениями речи, специалисты ДОУ должны намечать и реализовывать единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы.

Введение ФГОС ДО влечет за собой новое теоретико-методическое сопровождение реализации программы. Базовыми авторами при написании коррекционной программы ДОУ останутся: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Каше Г. А. и Н. В. Нищева, программа «От рождения до школы» в новой редакции. Возможные трудности при реализации психолого-педагогической и коррекционной работы в соответствии с ФГОС ДО безусловно возникнут, но вы вместе со своими педагогическими коллективами должны быть настроены оптимистически и приложит максимум усилий, чтобы их преодолеть. Ведь ФГОС ДО – совершенно новый этап в дошкольном образовании, новый прорыв, который мы надеемся, изменит систему дошкольного образования во благо наших детей.

Список использованных источников:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, www.минобрнауки. рф

2. Интернет ресурсы: www.dou-9-efremov.ucoz.ru; www.nsportal.ru

Публикации по теме:

«На полянке весной». Интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»«На полянке весной». Интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» Интегрированное занятие по образовательной области «Познавательное развитие» и «Речевое развитие»:«На полянке весной» (первая младшая группа).

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» Конспект непосредственно – образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно – речевое развитие» Тема: «В гости к солнышку».

Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной группы Цель: Дать представление о том, что такое речь и какая она должна быть, раскрыть секреты речи. Задачи: Образовательные. Развивать логическое.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС» Консультация для педагогов: «Речевое развитие дошкольников в рамках реализации ФГОС» Цель: Повышать профессиональную компетентность педагогов.

Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС Основные направления работы с родителями в образовательной области «Физическое развитие» в условиях реализации ФГОС Только союз семьи,.

Проект «Волшебный мир книг» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой. Продолжительность: одна неделя Актуальность проекта: Участники: педагоги, дети 3-4.

Проект «Волшебный мир книг» в рамках образовательной области «Речевое развитие» для детей 3–4 лет Вид проекта: творческий, краткосрочный, групповой. Продолжительность: одна неделя Актуальность проекта: Отсутствие интереса у детей к.

Карта самообразования воспитателя по теме «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС» КАРТА САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ФИО Блудова Елена Алексеевна Место работы:___МДОУ №12 «Берёзка», Кочубеевский район, с. Кочубеевское Название.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» .

Заседание совета педагогов по ФЭМП «Реализация образовательной области «Познавательное развитие» Протокол №3 заседания Совета педагогов «Реализация образовательной области «Познавательное развитие» через формирование элементарных математических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Реализация образовательной области «Речевое развитие» в условиях ФГОС до»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 16:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД