Приложение МААМ

Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»

Ирина Трунова
Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы

составила воспитатель Трунова И. С.

Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.

Речь педагога является для детей основным образцом родного языка.

В умственном развитии детей огромное значение имеет формирование устной речи, и делать это нужно на лучших образцах родного языка.

Публикация «Консультация для педагогов: „Речь педагога как средство развития культуры речи детей“» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но так, же и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.

От культуры речи педагога, зависит культура речи детей.

Речь педагога, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи.

При воспитании речи ребёнка :

первой задачей является забота о том, чтобы научить ребёнка полнее овладевать содержанием «сокровищ родного языка», которые он усвоил подражанием, полусознательно и даже бессознательно, механически;

второй задачей является необходимость «исправлять недостатки детской речи и пополнять словарный запас ребёнка»;

третья задача обучить ребёнка грамматически правильной речи.

Речь педагога должна быть :

грамматически правильно построенной, связной;

с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка;

должна быть выдержана в определенном темпе, громкости;

должна быть интонационно выразительной;

доступной для понимания;

с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Расставьте, пожалуйста правильно ударение в словах:

порт – порты, торт – торты, крем - крема, инженер – инженеры, договор, ножницы – ножницами, кресло.

Так к недочетам речи педагога относиться :

Торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия, лучше если речь протекает в слегка замедленном темпе;

Невнятность произношения;

Монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);

Повышенная громкость голоса (преходящая в крик). При необходимости (шум в группе) следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп;

Неточность произнесения отдельных звуков или слов;

Нарушения в лексико – грамматическом оформлении;

Употребление в речи слов – паразитов;

Небрежное, неряшливое произношение (недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные);

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што, его (вместо ево, счастье (щастье) и т. д. ;

Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др. ;

Произнесение слов с неправильным ударением;

Неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает педагог, в данном случае - воспитатель.

Как отмечает, И. О. Соловьёва, перед педагогом, стоят следующие задачи: воспитание у детей чистого, ясного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание выразительности детской речи.

Предъявляются следующие требования к связной речи педагога и ее

лексико – грамматическому оформлению:

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога;

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами;

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных и сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание;

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений, важно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия;

При рассказе необходимо умело использовать синонимы, метафоры, эпитеты, устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты;

Словарный запас должен пополняться и обновляться, нужно избегать диалектизмов, просторечий, слов, вышедших из употребления

Речь педагога оценивается с трё х сторон:

- содержательность: о чём и сколько говорит, что сообщается детям;

- безупречная правильность формы: как говорит, возрастная и педагогическая направленность, умеет ли говорить с дошкольниками;

- может ли убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики – родителям и коллегам.

Я предлагаю вам рассмотреть некоторые правила литературного произношения слов:

1. Гласные звуки – находящиеся под ударение всегда звучат чётко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой, сравните произношение звука «о», в таких словах: «молодость – произноситься, как «моладость» – слабый неясный звук, такие звуки произносятся, как средний звук между «а и ы», «договор» - произносится, как «догавор», «сороконожка» - произносится, как «сараканожка».

2. Безударные гласные: «а и о» в произношении ослабевают, звук «о», заменяется и произносится, как звук «а», или как средний звук между «а и ы», например: «вода» - вада, «окно» - акно, «молоко» - малоко; гласные звуки «у, ы, э. ю» и в некоторых случаях звук «и», и в безударном положении не изменяются, например: утюг, юла, рыбак, экзамен, игра.

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям понять их содержание, почувствовать силу и красоту родного языка, для примера, хочу предложить следующие предложения, для описания природных явлений, отрывок из стихотворения А. С. Пушкина: «Зимний вечер» :

«Буря мглою, небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя…», или «За окном сегодня непогода…»

В качестве недостатков словаря педагога можно назвать :

Частое употребеление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки, Катенька, убери чашечку со столика и т. п.);

Засоренность речи лишними словами (ну, вот, так сказать, значит);

В общении с более старшими детьми подлаживание под речь детей;

Использование, употребление в речи новых слов не учитывая возраст детей.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Рассказывая детям о проведённой экскурсии, о природе и так далее, необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая всё второстепенное и малозначащие. Многословие, наслоение лишних фраз делает речь педагога громоздкой, трудной для детей.

В целом рассказ педагога должен быть :

Полным;

Красочным;

С точно подобранными словами;

Грамматически правильно оформлен;

Выразителен;

Между отдельными частями должна быть установлена логическая связь;

При рассказывании нужно использовать синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию;

Шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

Словарь воспитателя должен быть богатым и точным. Нужно чаще употреблять слова, которые медленно усваиваются детьми, например: точно обозначать оттенки цветов, материал, форму, величину предметов и так далее.

Таким образом, работая с детьми, педагог должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь лёгкую, чёткую и отчётливую речь, то есть хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм:

4. Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью глосса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции, в соответствии с возрастом детей.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений.

Развитие навыков общения у детей, через игровую деятельность,

игра: «Волшебный стул!»

Цель: формировать у детей умения, активизировать в своей речи ласковые, нежные слова.

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремится к их устранению.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»
Опубликовано: 10 июня 2013 в 08:24
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов: «Речь педагога как средство развития культуры речи детей»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Трунова (УИ 41987) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД