МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»

Ольга Николаевна Свечникова
Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»

консультация для педагогов

Речевые игры

с мячом

МБОУ «СОШ №6» дошкольные группы

учитель-логопед О. Н. Свечникова

г. Югорск

Игры с мячом в логопедической коррекции

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

Публикация «Консультация для педагогов „Речевые игры с мячом“» размещена в разделах

В России в старь в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

• пластмассовые

• резиновые

• надувные

• из папье-маше и т. д.

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:

• ярким

• легким

• прыгучим

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Практика использования мяча в логопедической группе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению

освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях

помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии

развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве

помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи

регулируют силу и точность движений

движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное (мяч может быть брошен любому ребенку)

игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей

развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов

Все это является:

• необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов

• оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков

Зная уровневую теорию организации движений (по Н. А. Берштейну) педагоги-практики могут подобрать игры с мячом для каждого ребенка и игры, эффективные для всей группы.

А. Рубро-спинальный уровень регуляции движений

При нарушениях этого уровня у детей наблюдается:

• тремор органов артикуляционного аппарата

• тремор кончиков пальцев (в состоянии покоя или при письме)

В. Таламопаллидарный уровень, регулирующий вспомогательные движения

При нарушениях:

• неловкость

• трудности во внешней увязке целостности движений (при рисовании затрудняются удерживать лист бумаги)

• ослабление выразительности движений и мимики

• обедняется голос

• при письме разновысокие буквы

Сущность коррекции заключается в согласовании составных частей большого сложного движения.

С. Пирамидно-стриальный уровень пространственного поля

Обеспечивает согласованность движения с внешним пространством при помощи зрения

Есть два подуровня:

С-1 – осуществляет оценку направления движения и дозировку силы по ходу движения

С-2 – регулирует максимальную целевую точность движения

При нарушениях:

• порезы

• нарушения координации движений (ребенок не может попасть ногой по мячу, поставить точку в квадрате, поставить язык в точно указанное место при выполнении артикуляционных упражнений)

Д. Теменно-премоторный, кортикальный уровень организации движений

Обеспечивает пространственную осмысленность движения. При нарушении:

• апраксия и диспраксия

• нарушение ориентрировки в пространстве (лево-право)

• затруднена выработка любого двигательного навыка

Е. Уровень символической организации

С ним связано понимание чужой и собственной речи, письменное и устное выражение своих мыслей.

По данным Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга:

50-60 % учащихся массовых школ имеют расстройства чтения и письма, и количество таких детей увеличивается.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в практике логопедов, можно разделить на следующие виды:

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки

игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, игры с элементами ТРИЗ

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. (идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон)

Можно:

использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

подбирать их по цвету

вводить с их использованием элементы самомассажа

Упражнения:

сжимание мячика

обхват пальцами

прокатывание

прокатывание между пальцами

разминание между ладонями

Можно изготовить специальные пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с помощью мячей.

1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2. «Дождик» - прокатывание шариков

3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5. «Спираль»

6. «Кто быстрее?»

7. «Снежинки»

8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10. «Угощение» - использование съемных картинок

11. «Машина и стрекоза»

12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях)

комплексы упражнений для ног с элементами массажа

рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры :

«Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

«Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

«Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

«Тихо – громко»

Игры с передачей мяча : «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков, «Звуковая цепочка»

Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги»

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры :

«Мяч бросай и животных называй»

«Я знаю 3(5) названий животных» …

«Животные и их детеныши»

«Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

«Подскажи словечко»

«Скажи ласково»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число)

«Бывает – не бывает»

«Кто кем был»

Публикации по теме:

Игры с мячом по развитию речи Методическая разработка Игры с мячом по развитию речи Пояснительная записка В пособии раскрывается значение использования дидактических.

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников» Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,.

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры в помощь здоровью и развитию речи» Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее и укрепляющее развитие для людей любого возраста и тем более для детей. Влияние мануальных.

Консультация для педагогов «Значение народной игры в развитии детей» Как только ребенок рождается, он сразу начинает познавать и осваивать окружающий мир, изменять его, учится думать, мечтать, любить и радоваться.

Консультация для воспитателей «Речевые дидактические игры» Консультация для воспитателей. Тема: «Речевые дидактические игры» (дошкольный возраст) Автор: Гордеева Татьяна Владимировна, воспитатель.

Консультация для воспитателей «Речевые игры с музыкальными инструментами» "РЕЧЬ И МУЗЫКА" В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов.

Логопедические игры с мячом Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребенок с раннего.

Консультация для педагогов «Пальчиковый игры»Консультация для педагогов «Пальчиковый игры» С помощью пальчиковых игр развивается мелкая моторика, речевой центр ребенка. Необходимо уделять больше внимания развитию движения пальцев.

Спортивные игры с мячом «Игры с мячом» Актуальность: Особое место среди подвижных игр занимают игры с мячом. Бросание, катание мяча способствуют развитию глазомера,.

Консультация «Речевые игры» В дошкольном возрасте усвоение новых знаний и их закрепление происходит успешнее в игре, чем на учебных занятиях. Как загораются глаза детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Речевые игры с мячом»
Опубликовано: 18 ноября 2015 в 13:27
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД