МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до»

Елена Кулешова
Консультация для педагогов «Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов ДОУ : «Рекомендации по насыщению РППС

по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

В соответствии со ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда создаётся, как мы знаем, для развития индивидуальность каждого ребёнка с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.

Публикация «Консультация для педагогов „Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах

Это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда – это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных зон, пространств, уголков, центров для реализации задач пяти образовательных областей. Одной из них является область «Речевое развитие» - она рассматривается, как основа для полноценного развития личности каждого малыша. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, на планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении сказки, рассказа, зависит успешность деятельности ребёнка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Таким образом, встаёт вопрос о создании или обогащении речевого мини центра, т. к. «В пустых стенах ребёнок не заговорит» - заметила Е. И. Тихеева. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Все вы знаете, что ведущей задачей в речевом развитии является развитие связанной речи. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только при наличии лексически богатой и грамматически правильной речи. Поэтому речевая зона должна насыщаться речевым материалом по всем направлениям речевого развития.

Предлагаю вместе проанализировать речевые центры и заполнить их в соответствии с современными требованиям дошкольного образования по всем возрастам.

1 младшая группа

У детей третьего года жизни формируются первичные представления о богатстве и многообразии предметного мира, назначении и функции предметов ближайшего окружения, поэтому в их мини центре «Учимся говорить» должно быть:

• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;

• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;

• Набор картинок для группировки (по 3-4 шт. в каждой группе) с реалистическим изображением: животные, животные с детёнышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки – по 1 набору;

• Наборы парных картинок (предметные) для сравнения (той же тематики) 10 разных;

• Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей) той же тематики – 5-6 разных;

• Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (2-4 части) – 3 разные;

• Разрезные картинки (на 2 части по прямой);

• Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации) – 10 разных;

• Сюжетные картинки с различной тематикой, близкой ребёнку (сказочной, социокультурной) крупного размера.

2 младшая группа

• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;

• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;

• Наборы игрушек, комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и наиболее лёгких согласных звуков;

• Наборы картинок (4-6 шт.) животных, животных с детёнышами, диких животных и домашних, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, игрушки, транспорт, предметы обихода и продукты питания;

• Наборы парных картинок (для сравнения) той же тематики – 10 разных;

• Наборы парных картинок типа «лото» с геометрическими формами;

• Разрезные складные кубики с предметными картинками из 4-6 частей;

• Разрезные картинки, разделённые на 2-4 части по вертикали и горизонтали;

• 4 картинки времён года, части суток и сезонной деятельности людей.

Для развития связанной речи :

• 2-3 картинки для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации);

• Сюжетные картинки крупного формата – сказочная и социобытовая тематика – 20-30 разных;

Игры: «Контуры», «Что есть что?», «Кто есть кто?», «Кто в домике живёт?»

• Лото «Парные картинки», «Игрушки»;

• Игра «Найди маму», «Магазин»

Для формирования и совершенствования грамматического строя речи:

«Цветок и бабочка», «Чего не стало?», «Разноцветные машины» (на различие существительных единственного и множественного числа).

Зона «Здравствуй, книжка» и «Играем в театр» :

• Коврограф, ширма для настольного театра;

• Детские книги по программе, книжки-малышки;

• Маски, костюмы, атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Колобок»….;

• Разные виды театров (плоскостной, стержневой, кукольный)

Средний возраст

Материал уголка речевого развития детей среднего возраста усложняется по содержанию в нём предметов и явлений окружающего, усложняется в направлении классификации предметов и явлений, обязательным остаё тся:

• Наборы для проведения артикуляционной и мимической гимнастики;

• Игрушки и тренажёры для воспитания правильного физиологического дыхания;

• Наборы для группировки и обобщения (до 8-10 карточек) животных, птиц, рыб, насекомых, растений, продуктов питания, одежда, обувь, мебель, здания, транспорт, профессии, предметов обихода и т. д.

• Парные картинки «Лото» (6-8 частей) той же тематики, в том числе с сопоставлением реалистических изображений;

• Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков;

• Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей);

• Сюжетные картинки с разной тематикой 8-10 разных крупного и мелкого размера;

• Разрезные картинки или кубики с сюжетом (6-8 частей 4-6 разных);

• Разрезные контурные картинки (4-6 частей 8-10 разных);

• Графические головоломки (лабиринты, схемы маршрутов) в виде отдельных бланков, буклетов, настольно-печатные игры;

• Иллюстрированные книги, альбомы, плакаты, планшеты познавательного характера 20-30 разных.

В средней группе появляется нормативно-знаковый материал в виде кубиков с буквами и цифрами:

• Наборы картинок с изображением предметов и названий;

• Набор карточек с изображением предметов (от 1 до 5) и цифр;

• Набор кубиков с цифрами и числовыми фигурами;

Набор моделей: деление на 2 и 4 части;

• Настенный алфавит, слоговые таблицы;

• Картотека словесных игр;

• Магнитная доска.

Художественная литература:

• Книги по программе;

• Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?»

• Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;

• Книжки-раскраски по теме

• Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;

• Театры настольные и перчаточный.

Старший возраст и подготовительный

Следует учесть, что этот возраст является важным периодом развития речи.

Л. С. Выготский считал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Именно в этом возрасте нужно сделать акцент на развитие словаря, полезно проводить словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В этом возрасте происходит развитие памяти, поэтому важно стимулировать повторение, как основу запоминания, активно использовать мнемотехнические средства, символы, схемы, дети преодолевают трудности при достижении цели, возникают игры-соревнования.

Важное значение приобретает использование обучающих дидактических игр. Начинается формирование мотивации готовности к школе. В речевом центре должно быть лото «Скоро в школу», домино «Школьные принадлежности».

В центре «Будем говорить правильно» для старших дошкольников должно быть :

• Индивидуальные зеркала ;

• Тренажёры для развития дыхания;

• Серии сюжетных картинок;

• Алгоритмы для составления рассказов о предметах и объектах;

• Набор картинок по классификациям животных, растений, транспорта, строительных сооружений, профессий, видов спорта и т. д. ;

• Набор таблиц и карточек с предметами и условно-схематическим изображением для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы) 2-3 разные;

• Серия картинок по временам года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) 3-4 разные;

• Разрезные (сюжетные) картинки (8-16 частей) разделённые прямыми и изогнутыми линиями 8-10 разных;

• Набор с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещённость, облачность);

• Разрезная азбука, набор карточек с цифрами;

• Набор магнитов с буквами, геометрическими фигурами, цифрами (3-4 набора);

• Картотека предметных картинок и речевого материала для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных;

• Материал для звукового и слогового анализа и синтеза и синтеза предложений (разноцветные фишки, сигналы, схемы);

• Дидактические игры для формирования грамматического строя речи «Один и много», «Найди маму», «Бабочка и цветок», «У кого кто?», «Кто за деревом?», «Собери семейку» и т. д. ;

• Лото, домино по изучаемым темам (8-12 частей) реалистический и условно-схематические изображения по 10 разных;

• Алфавит, разрезная азбука, азбука на кубиках, магнитная азбука;

• Альбомы и наборы открыток с видами Москвы, Калининграда.

• Карта-плакат центра своего города или микрорайона;

• Российский герб, флаг, герб своего города;

• Куклы в русских костюмах;

• Дидактические игры по направлению «Человек в истории и культуре».

• Глобус, детские атласы, физическая карта мира;

• Альбом «Наш город» (рисунки и рассказы детей);

• Игры для совершенствования навыков языкового анализа «Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери слова», «Подбери схемы»;

• Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;

• Набор знаков дорожного движения.

Художественная литература:

• Книги по программе;

Детская энциклопедия из серий : «Мир природы», «Техника» и т. д

• Книжки-малышки с произведением фольклора малых форм;

• Книжки-раскраски по теме;

• Аудиокассеты и диски по литературным произведениям;

• Театры настольные и перчаточный.

В уголке книг помимо того, что должно быть в предыдущем возрасте должны быть детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по истории и культуре русского и других народов, кроме этого должны быть: репродукции картин известных художников.

Таким образом, правильно организованная ПРС в речевом центре создаёт возможности для преодоления недостатков в речевом развитии и позволяет ребёнку закреплять свои способности не только в ОД, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство уверенности в себе, а значит способствует гармоничному развитию личности.

Всё насыщение речевых центров по возрастным группам было взято из методических рекомендаций «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОСИнтерактивное пособие «Лэпбук «Вода» как средство обучения дошкольников в соответствии с ФГОС Пособие будет интересно и полезно воспитателям ДОО, родителям для совместной деятельности с детьми по реализации той или иной лексической.

Фотоотчет о конкурсе для педагогов ДОУ «Лучший лэпбук по речевому развитию дошкольников»Фотоотчет о конкурсе для педагогов ДОУ «Лучший лэпбук по речевому развитию дошкольников» В рамках годовой задачи "Развитие речи дошкольников через ознакомление с художественной литературой" в ДОУ прошел конкурс "Лучший ЛЭПБУК.

Консультация «Развивающая среда в соответствии с ФГОС» Цель: рассказать воспитателям о предметно-развивающей среде в группах согласно реализации ФГОС ДО. Согласно ФГОС ДО пространство группы.

Консультация для воспитателей «Характеристика социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, социализация личности дошкольника и.

Консультация для воспитателей «Работа с родителями в соответствии с ФГОС до» «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» «. как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что Вошло в его разум и сердце.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Рппс в соответствии с ФГОСРппс в соответствии с ФГОС ФГОС ДО подразумевает создание благоприятных условий для развития детей с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей.

Выступление на районном семинаре «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС до» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые коллеги, свой доклад мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 29 ноября 2021 в 00:01
+111Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Рекомендации по насыщению РППС по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулешова (УИ 2793525) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 34.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД