Гончарова Любовь
Консультация для педагогов «Ритмическая гимнастика в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад № 10 комбинированного вида»
как одно из средств
оздоровления дошкольников.
Воспитатель: Гончарова Л. А.
Апрель 2014г.
-1-
Публикация «Консультация для педагогов „Ритмическая гимнастика в детском саду“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
В беге, прыжках он удовлетворяет естественную потребность в движении, хотя и не осознает значение этой деятельности. Одной из главных задач дошкольных учреждений – правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является аргументом развития человека. Выдающийся педагог Сухомлинский подчеркивает, что от здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно организовать занятия, игру. Культурой именно в детстве, что позволит организму накопить сил и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Одной из форм работы по физическому воспитанию дошкольников является занятие ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика относится к оздоровительным видам гимнастики. Как средство физического воспитания детей, ритмическая гимнастика широко доступна, так как включает простые по технике выполнения физических упражнений, знакомые детям (общеразвивающие, танцевальные, выполненные под эмоционально-ритмическую музыку. Выполнение упражнений ритмической гимнастики под музыку создает благоприятный эмоциональный орган, повышает двигательную активность детей, улучшает осанку, укрепляет опорно-двигательный аппарат, благоприятно влияет на сердечнососудистую и дыхательную системы, приобщает детей к культуре движений, развивает чувства прекрасного.
Младший и средний дошкольный возраст.
Особое внимание при подборе упражнений и обучении детей движениям требуется в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: для них любые знания имеют жизненно-важный сигнал, либо кругозор ребенка непосредственно влияет на его психическое развитие, которое невозможно без включения психических процессов (ощущение, внимание, память, воображение, мышление).
Поэтому, задача педагога через новые и приятные ребенку мышечные ощущения сделать процесс обучения движениям более легким и плодотворным. Другими словами, ребенка надо очаровать движениями, которые они должны усвоить и выполнить под музыкальные и песенные сопровождения.
При работе с детьми 3,5-4, 5 лет необходимо учитывать следующее:
1. Упражнения должны быть доступны детям этого возраста.
2. Музыкально-песенное сопровождение должно побуждать их к подражательным движениям и вызывать эмоциональный отклик.
3. Необходимо исключить движения, которые дети осваивают постепенно.
4. Показ движений должен быть зеркальным.
-2-
5. Дети должны заниматься без обуви, иначе нельзя укрепить мышечно-связанный аппарат стопы.
6. В комплекс необходимо включить упражнения для укрепления мышц руки, прежде всего клетки пальцев.
7. Постепенно можно вводить упражнения развивающие умение ориентироваться в пространстве (врассыпную собраться в стойку и вернуться на свои места, повернуть корпус вправо-влево с поднятыми вверх руками).
8. Подбирать упражнения следует с учетом необходимости развивать произвольное внимание (подниматься и опускаться на носки. Не сгибая колени).
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, следует помнить:
1. Движения детей становятся более осмысленными, мотивированными и управляемыми.
2. Повышается способность к произвольной регуляции двигательной активности.
3. Дети уже могут заставить себя преодолеть трудности при выполнении сложных двигательных заданий, осознанно выполнять задания на перемещение в пространстве.
4. Движения детей становятся более сложными уверенными, они достаточно быстро овладевают сложными по координации движениями, сохраняют равновесие.
Решение этих задач создает предпосылки для усложнения и расширения двигательных целей, занятий ритмической гимнастикой, на которых педагог продолжает : развивать двигательную и мышечную память, внимание, сосредоточенность, дисциплину; укрепление мышцы спины и формировать правильную осанку, развивать гибкость, силу, выносливость, работоспособность, отрабатывать частоту и точность движений, умение самостоятельно анализировать качество выполняемых движений; развивать умение эмоционально выступать перед зрителями; раскрепощать детей эмоционально через музыкальное сопровождение.
Дети подготовительной к школе группы, прошедшие предыдущие ступени обучения, на занятиях по ритмической гимнастике могут выполнять достаточно сложные по координации и темпу движения. Почему? Они уже работоспособны, выносливы. Психические процессы включаются на занятии осознанно. Дети настойчивы в отработке и инсценировке движений. Они способны работать над сложными движениями, добиваться его качественного выполнения. Огорчаются, когда что-то не получается, и наоборот, испытывают огромную радость, когда сложные движения получаются.
-3-
Педагогу необходимо поддержать ребенка тогда, когда он не освоил какой-то элемент, вселять в него уверенность, разъяснять ошибки и обязательно делить с ними радость достижения результата. При проведении занятий по ритмической гимнастике мы должны ориентироваться на регулирование музыкально-спортивных композиций и на развитие у детей умения выступать перед зрителями, учить их движениям с предметами повышенной координации и спортивной ориентации (сложные акробатические элементы – мостик на трех точках опоры, перекаты, кувырки, прыжки, повороты и т. д.).
Музыкальный материал должен быть динамичным, ритмичным. Подбор композиций осуществляется дифференцирование для девочек и мальчиков. Это необходимо для развития у девочек элегантности, грандиозности, пластичности, женственности, а у мальчиков – мужественности, быстроты, силы (девочки выступают с веерами, а мальчики с гирями). Такой подход к развитию
двигательной способности позволит не только научить детей красиво двигаться, подарит им радость ощущения своего тела, уверенности в себя, но главное – привьет любовь к занятиям спортивной направленности, физическими упражнениями, дают возможность успешно и с интересом совершенствовать свои двигательные способности на любых занятиях, связанных с движениями.
Ожидаемые результаты.
Систематические занятия ритмической гимнастикой :
1. Помогут естественному развитию организма ребенка и привитию потребности, заботится о своем здоровье.
2. Разовьют опорно-двигательную, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы детей.
3. Увеличат жизненную емкость легких, интеллектуальную работоспособность.
4. Укрепят осанку и свод стопы.
5. Сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу, трудолюбие.
Информированности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования; вариативности, определяющийся комбинированным видом нашего учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение все составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды.
Организованная предметно-развивающая среда в группе помогла мне воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка и способствовала всестороннему развитию личности детей.