МААМ-картинки

Консультация для педагогов «С чего начинается гендерное воспитание»

Елена Михайлова
Консультация для педагогов «С чего начинается гендерное воспитание»

Гендерное воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования социокультурных механизмов конструирования мужских и женских ролей, поведения, деятельности и психологических характеристик личности, предложенных обществом своим гражданам в зависимости от биологического пола. Осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому гендеру и отождествление с его типичными представителями определяет содержание поведения, способ жизни, а также формирование личностных качеств человека. Следует отметить, что гендерное воспитание не является чем-то изолированным и независимым от воспитания вообще. Гендерное воспитание личности осуществляется под влиянием семьи, образования, средств массовой информации, религии, правовой и государственной политики. Педагогам, воспитателям и родителям нужно учитывать гендерный фактор в воспитательном процессе, прежде всего потому, что развитие личности, в основе которого стоит формирование человеком своих жизненных ролей, не может быть гармоничным без гендерно-ролевой социализации.

Публикация «Консультация для педагогов „С чего начинается гендерное воспитание“» размещена в разделах

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются:

• в физическом развитии и социальном поведении;

• в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях;

• в проявлении агрессии.

Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. В результате анализа психолого-педагогических исследований, проведенных в России и за рубежом, было установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли :

• к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

• в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами, и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Как построить работу с детьми по гендерному воспитанию?

Работу с детьми по гендерной социализации необходимо проводить комплексно, используя все жизненные и специально подготовленные ситуации.

При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:

1) пути решения познавательной задачи должны носить как информационный, так и исследовательский характер

2) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола

3) использовать больше наглядности на занятиях, т. к. это важно для мальчиков

4) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера

Изобразительная деятельность способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена принадлежностью ребенка к определенному полу. Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивых девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.

В музыкально - ритмических движениях используется дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). В игре на музыкальных инструментах - ложки, барабаны, гармони – для мальчиков, бубны, колокольчики – для девочек.

Используется дифференцированный подход в процессе физического воспитания на основе различий в двигательных функциях мальчиков и девочек. Используется распределение ролей в подвижных играх (девочки – пчелки, мальчики – медведи и т. д.). Различия в подборе упражнений, оборудования.

• При обучении новому материалу разделять детей на подгруппы мальчики и девочки, рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т. к. дети взаимно дополняют друг друга.

• В начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание.

Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки - с аккуратностью.

Воспитательную и образовательную деятельность можно осуществлять в рамках тематических мероприятий: «Мы разные – девочки и мальчики», «Мужчина и женщина, – какие они?», «Я – мальчик, будущий мужчина. Я – девочка, будущая женщина», «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».

Как же организовать развивающую среду, ориентированную на гендерное воспитание?

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков, игровых зон для девочек, оформление помещений, в которых бывают дети). Для девочек – это игры на семейно-бытовые темы. Для мальчиков – это игры в «пожарных», «моряков», «военных», «рыцарей» и др. Кроме атрибутов к сюжетно-ролевым играм, необходимы и дидактические игры. Для детей младших групп игры «Ленточки и бантики», «Подбери одежду кукле», «Чья игрушка?», «Чей предмет? Папы или мамы?», «Подбери пару по настроению», «Найди одежду для мальчика и девочки» и т. д.

При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, необходимо обратить особое внимание на следующее:

• На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;

• На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;

• На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

В процессе выполнения задачи по формированию представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. У детей вырабатываются:

•Навыки доброжелательного отношения друг к другу

Умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.

•Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.

•Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера

•Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.

Нужно использовать маркеры с акцентом на гендерную идентичность. Оформить метки на шкафчиках для одежды. Для девочек подобрать картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. Такие же красочные маркеры можно изготовить для кроватей и шкафчиков для полотенец.

В книжном уголке можно организовывать «Выставки книг про девочек и для девочек», «Выставки книг про мальчиков и для мальчиков».

Сотрудничество с родителями.

Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, т. е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним. Родителям необходим определенный запас знаний, которым воспитатель готов поделиться. Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек можно предложить по темам:

Воспитание девочек и мальчиков.

• Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания.

•Поведение мальчиков и девочек.

•Дружба мальчиков и девочек.

•В семье растет дочь, в семье растет сын.

•Игрушки мальчиков и девочек.

•Я и моя семья.

•Домашние обязанности малышей. С удовольствием и без напоминаний.

•Женские и мужские профессии.

Таким образом, наша с вами задача, заключается в воспитании детей с учётом пола, в организации развивающей среды для мальчиков и девочек, формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Гендерное воспитание» Консультация для родителей «Гендерное воспитание» Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных.

Консультация «Гендерное воспитание дошкольников» Гендер - обозначает "социальный пол", т. е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических.

Конспект НОД «С чего начинается Родина» для детей второй младшей группыКонспект НОД «С чего начинается Родина» для детей второй младшей группы (дети заходят в группу вместе с воспитателем) Вос-ль: «Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала, Нам нужно «Здравствуйте!» сказать.

Консультация «С чего начать физическое воспитание ребенка?» Физическое развитие ребенка: с чего начать? Многие задаются вопросом: с какого возраста целесообразно начинать физическое воспитание детей?.

Деловая игра для педагогов «Гендерное воспитание дошкольников в условиях современного ДОУ» «Гендерный подход в образовательном процессе ДОУ» Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам гендерного воспитания.

Консультация для педагогов «Наладка по ладошке или для чего нужно развивать мелкую моторику руки» Ребенок – существо социальное и главная задача, стоящая перед нами (родителями и людьми, с которыми ребенок контактирует) – воспитать гармонично.

Консультация для педагогов «Воспитание патриотизма музыкой» Развитие личности ребенка зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного.

Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей» Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей» Подготовила воспитатель старшей группы Титкова Н. Н. В Вашей семье растет девочка.

Презентация проекта для детей старшего дошкольного возраста «С чего начинается Родина?» Проект для детей старшего дошкольного возраста С чего начинается Родина? Ответственные: воспитатель: Куличенко Е. А. ст. воспитатель: Исупова.

Сценарий мероприятия для учащихся начальных классов «С чего начинается Родина?» Цель мероприятия: воспитать у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, растить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «С чего начинается гендерное воспитание»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 00:27
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД