Елена Николаевна
Консультация для педагогов «Создаём «Клуб мудрых родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сказать, что проблематика семьи и семейного воспитания представлены в ней достаточно широко, однако недостаточно изучены вопросы формирования педагогической компетентности молодых родителей. Как показывает практика, большинство молодых родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют даже самыми элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих детей. Поэтому проблема формирования компетентности у молодых родителей на сегодняшний день является актуальной.
Публикация «Консультация для педагогов „Создаём „Клуб мудрых родителей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр, которые направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», где обсуждаются противоположные точки зрения на проблему и многое другое. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, практические задания, вопросы для обсуждения. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации. Целесообразно проведение нетрадиционных форм общения с родителями по типу различных телепрограмм, в частности «Ток-шоу». Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.
Мы в нашем детском саду организовали «Клуб мудрых родителей» Работа клуба отличается своими принципами, структурой и содержанием от обычного взаимодействия детского сада с семьями.
Раздел 1. Воспитание в воображении. Работа с будущими мамами
Раздел 2. Мы идем в детский сад. Проблемы адаптации детей к детскому саду.
Раздел 3. Наши права и обязанности, традиции и обычаи. Знакомство с законодательной и нормативно-правовой базой.
Раздел 4. Станем героями для своих детей. Формирование способности родителей видеть мельчайшие внешние признаки своих детей, определять внутреннее состояние малышей, их опасения, надежды и желания, тревоги.
Раздел 5. Творческое начало. Формирование представлений родителей о приобщении к художественному творчеству.
Раздел 6. Мастер-класс. Подготовка и проведение родителями конкурса – викторины, где они должны проявить свои педагогические знания, умения и навыки, творческие и организаторские способности.
Раздел 7. Взгляни на себя. Знакомство родителей со способами воспитания без наказаний.
Раздел 8. Играем вместе. О важности игры в жизни ребенка.
Раздел 9. Связь поколений. Роль бабушек и дедушек в жизни ребенка.
Раздел 10. Мы стали взрослее. Данный раздел включает учебный процесс в клубе. Последний звонок для родителей, которые стали интеллектуально взрослее, мудрее, педагогически компетентны во многих вопросах воспитания и развития детей раннего возраста, покажут, чему они научились. Программа мероприятия продумывается самими родителями.
При разработке содержания работы клуба нами были предусмотрены методы обучения и просвещения родителей. Это чередование пассивного слушания и активных методов. Программа клуба состоит из 20 встреч, цель которых – дать участникам первичное представление об особенностях развития и воспитания детей раннего возраста, дать понять самоценность этого периода. Каждая встреча рассчитана на 1-1,5 часа, в зависимости от желания родителей. Каждые 2 встречи посвящены одной проблеме, но с разных сторон. Так же действует журнал Заявок, где обозначены разделы:
• «Наши гости» - родители указывают свои пожелания встретиться с тем или иным специалистом, затем записываются некоторые мнения о встрече.
• «Ваше мнение, родители» - каждое занятие оценивается родителями в письменном виде. Это могут быть высказывания как одного родителя, так и группы родителей.
• «Устами младенца» - выпуск информационной газеты с использованием семейных фотографий, с высказываниями собственных детей, литературных героев и т. д. по пройденной теме.
В итоге работы клуба у родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании детей.
Детский сад должен стать «открытой» системой для населения микрорайона по всем вопросам развития и воспитания ребенка. Привнесение новых форм работы с населением должно проходить на новом уровне своего развития и обновления. Ставится задача повысить качество жизни детей дошкольного возраста в условиях общественного воспитания и семьи. Мы полагаем, что создать действенную модель повышения педагогической компетентности родителей возможно только совместными усилиями, т. е. специалисты образования, здравоохранения, социальных органов и родители.
В заключение для всех участников клуба проводится итоговое заседание, на котором подводятся итоги, анализируется работа, отмечаются плюсы и минусы, планируется деятельность клуба на следующий учебный год с учетом всех замечаний и предложений.