Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей»

Екатерина Ремзова
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей»

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная.

Коммуникация – способность общаться со сверстниками и взрослыми, понимание и осознание себя.

Публикация «Консультация для педагогов „Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей“» размещена в разделах

Общение – важный показатель психического развития ребёнка. Человек без коммуникации не может жить среди людей. Коммуникация не просто действие – это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками.

В настоящее время коммуникативное развитие дошкольника вызывает тревогу. Ни для кого не секрет, что телевизор и компьютер, компьютерные игры стали заменять и детям, и взрослым общение и игровую деятельность.

Умение общаться это важнейшее условие успешного социального, интеллектуального развития ребёнка. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей детей. Игра помогает понять и осознать мир детского сознания, окунуться в его мечты, фантазии.

Театрализованная деятельность является средством развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Она является хорошей возможностью раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Она позволяет решать вопросы коммуникативной стороны личности : умение общаться со сверстниками, умение выражать свои эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, быть интересным окружающим. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Каждое литературное произведение, сказка или рассказ имеют свою нравственную направленность, которая позволяет формировать опыт социальных навыков поведения (дружба, доброта, взаимопомощь и т. д.) Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, познавать мир, выражать свое собственное отношение к хорошему и плохому, добру и злу.

Театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь. Она позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеют нравственную направленность (доброта, дружба, честность, смелость). С помощью сказок ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Именно способность ребенка к идентификации с полюбившимся образом позволяет воспитателям через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Кроме того, театрализованная деятельность носит психопрофилактический характер, так как помогает развиваться эмоционально и физически, позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности в работе с детьми также широки:

- дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии;

- умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы, обобщения;

- процесс работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно пополняет словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный и грамматический строй;

-театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживает героям разыгрываемых событий;

-они позволяют формировать первичные социальные навыки поведения; каждое литературное произведение имеет нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления; театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.

В настоящее время накоплен достаточно большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности у детей. Исследователи направляли свои усилия на изучение характера творческих проявлений детей в театрализованной деятельности. Можно использовать следующие виды театральной деятельности :

-музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;

-художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);

-театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).

Театральные игры проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает единый сюжет занятия. Занятия организуются по подгруппам. Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.

Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями рук. И хотя они все равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.

Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.

Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах, а также на внеречевых средствах игрового «превращения».

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, рук, походка) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.

Важным условием успешной работы в данном направлении является создание предметно-развивающей среды. Театральный уголок в группе должен быть оснащен разнообразным материалом: книги, театральные маски и отдельные элементы костюмов, декорации, ширмы, иметься различные виды театров (би-ба-бо, перчаточный, пальчиковый, теневой, настольный, театр ложек, театр кукол с “живой рукой”, театр на деревянных палочках, театр на прищепках, конусный театр, платочный театр, театр эмоций, театр картинок (фланелеграф, магнитный театр и т. д.

В группе вся театрализованная деятельность должна быть организована так, что она способствовала развитию умственной активности, развитию психических процессов, совершенствовались речевые навыки, повышалась эмоциональная активность и правильное коммуникативное поведение.

Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков через театрализованные игры способствует улучшению социального статуса ребёнка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме, что поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни.

Следовательно, театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи : формирует  выразительность речи, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание, развивает чувства,  приобщает его к духовному богатству, а главное, учит правильно и грамотно общаться, развивает коммуникативные способности. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).

Используемая литература:

1. Жулина Е. В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. - 2008.

2. Петрова Т. И, Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. - М., 2000.

3. Дронова Т. Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. : Просвещение, 2005.

4. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2010.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Консультация для педагогов «Изобразительная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника» Проблема развития эмоциональной сферы детей является насущной потребностью сегодняшнего времени. И дело здесь не только в необходимости.

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей у детей»
Опубликовано: 16 января 2021 в 17:52
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД