Елена Дерябина
Консультация для педагогов «Интерактивные приемы обучения грамоте детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №37 «Журавлик» города Евпатории Республики Крым»
Тема: «Интерактивные приемы обучения грамоте детей дошкольного возраста»
Подготовлено:
учитель-логопед Б. С. Максимова
учитель-логопед Е. А. Дерябина
Евпатория, 2022 г.
Публикация «Консультация для педагогов „Интерактивные приемы обучения грамоте детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Содержание:
1. Артикуляционные символы звуков, как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения грамоте.
2. Использование интерактивных приемов в процессе обучения грамоте.
Цель: ознакомить педагогов с интерактивными приемами обучения грамоте детей дошкольного возраста.
Задачи: формирование представлений о понятии «артикуляционные символы звуков» и способах их применения на начальном этапе обучения грамоте; ознакомление с интерактивными приемами развития связной речи.
Ход консультации:
1. Артикуляционные символы звуков, как средство развития фонематического восприятия детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения грамоте.
На начальном этапе подготовки детей к грамоте начинается работа над фонематическим слухом детей на основе 6 гласных звуков (А,У,О,И,Ы,Э). За каждым звуком закрепляется символ артикуляции. Символ облегчает процесс запоминания звука ребенком и уточняет артикуляционную позу. Данную работу можно начинать уже со средней группы (без букв). Для избежания путаницы уже нескольких изученных звуков, каждый звук закрепляется за определенным персонажем. Это дает дополнительную визуальную поддержку.
- У нашего лягушонка есть любимая песенка. А-А-А. Какую песенку поет лягушонок? Спой ее. Какой звук ты спел? А еще лягушонок нарисовал картинки, названия которых начинаются с его любимого звука. Посмотри, это А-акула. Какой первый звук? Правильно А и т. д.
Понятие звук для детей слишком абстрактно. Таким образом, мы его как бы визуализируем (Любимая песенка - А – звук который поет лягушка – звук в слове).
Этапы работы:
• Познакомить детей с артикуляцией и характеристикой звука (если это старшая группа). Артикуляцию дети наблюдают в зеркала. Мы объясняем детям, что когда мы произносим звук А у нас в ротике ничто не мешает. Ни губы, ни зубы, не язычок. Этот звук мы можем долго тянуть (петь) изменяя высоту голоса. И когда мы их поем, то работает горлышко (проверяем тактильно). Давным-давно, в старину, голос называли гласом. Говорили: У него красивый глас. Вот и стали звуки, при произнесении которых во рту нет преграды, а значит, мы их можем петь голосом, называть гласными звуками. А поем мы чем? Ротиком. Ротик какого цвета? Красного. Поэтому гласные звуки мы будем обозначать красными фишками.
• Игра «Поймай звук»
Вариаций игры много. Можно хлопать, приседать, прятаться, поднимать карточку с символом изучаемого звука и т. д.
- Сначала дети ловят изолированный звук среди других.
-Далее в слогах. Сначала закрытом слоге (АМ, ОП, потом в открытом (МА,ПО).
- В словах. Сначала с изучаемым звуком в начале, потом в конце, потом в середине.
• Игра «Найди место звука в слове»
Определить положение звука в словах. Для этой игры существует огромное количество наглядного материала и вариантов. Картинки можно расселять по домикам, сажать в вагоны поезда, использовать сигнальные карточки «Светофоры» и т. д.
На начальном этапе объясняем детям, что сначала нужно услышать первый звук (выделяем его интонационно). Если там его нет, то слушаем последний звук. И если это не первый и не последний, то значит нужный звук в середине.
Если у детей вызывает затруднение понимание в начале, середине, конце. То стоит рассмотреть данные пространственные значения на примере игрушек выстроены в ряд в пол оборота или детей поставленных друг за другом. Кто в начале (первый, кто в середине, кто в конце (последний).
Уровень усвоения материала лучше проверять на раздаточном материале. Для этого каждому ребенку нужно раздать дорожку из 3 клеток и красные фишки. Ребенок определяет место звука в слове и кладет фишку в соответственную клетку.
• Игра «Звуковое домино» «Буквенное домино»
Соединить символ звука или букву с картинкой, где этот звук или буква находятся в начале слова.
• На этапе дифференциации изученных звуков (А, У) можно делить нарисованные картинки между персонажами. Что нарисовал Лягушонок? Что нарисовала обезьянка?
• Можно показывать или называть слова, а дети поднимают символ первого звука.
Целесообразнее, начиная со старшей группы, знакомить детей не только со звуком, но и сразу с буквой. После того, как мы изучили 2 звука, а затем буквы. Мы начинаем учить детей эти звуки читать (пропевать).
• Игра «Звуковые песенки»
Вывешиваем на доску две картинки, которые начинаются с изученных звуков (Усы, арбуз). Дети определяют первые звуки и под картинками выкладывают карточки с символами. На столах дети делают данную работу индивидуально с раздаточными карточками символами. И прочитывают полученную песенку.
• Игра «Звуковые дорожки» «Буквенные дорожки»
Работа с индивидуальным материалом. У каждого ребенка на столе звуковые карточки и дети читают эти дорожки.
Когда будут изучены все звуки и буквы, можно составлять из их очень длинные дорожки в разных вариантах.
После изучения всех гласных звуков даем детям понятие слог и ударение.
Процесс объяснения понятия слог:
Представьте, что мы пошли с вами гулять в лес и там заблудились. Давайте позовём (протянем) детей. Саа-шаа, Наа-таа-шаа. Наши слова разделились на части. Сколько частей получилось в имени Са-ша (сопровождаем хлопками). (Две) Сколько частей получилось в имени На-та-ша. (Три). Эти части называют слогами. Если в имени Саша две части (хлопка), то это значит два слога. Если в имени Наташа три части, то и слога будет тоже три. После данного объяснения разделить на слоги можно имя каждого ребенка, таким образом, мы увидим уровень усвоения материала детьми.
Далее определяем какие звуки мы протягиваем при произношении Мии-шаа (И, А) Какие это звуки? Гласные. И подводим детей к пониманию того, что слогов в слове столько, сколько гласных звуков.
Процесс объяснения понятия ударение:
Чтобы дети отчетливо услышали ударный звук, мы просим их произнести слово, как бы удивившись и перед этим словом сказать ЭТО. Т. е. спросить: Это машИна? Какой звук мы произносим дольше остальных, как будто по нему ударяет молоточек? Ребенок может сказать ШИ. Поэтому детям нужно объяснить, что ударение падает только на гласные (уже изученные) звуки.
Далее мы переходим к изучению согласных звуков. Первые звуки, которые мы изучаем М, Н. Это те звуки, которые можно потянуть. Так как процесс слияния этих звуков в прямых слогах достаточно сложен. А возможность протянуть согласный звук позволяет ребенку перестроиться и плавно перейти к произнесению следующего гласного.
Характеристика звука.
Для этого используются символы синего и зеленого цвета с колокольчиками или без. Понятие твердости и мягкости даём через ассоциацию «говорит мальчик» – грубый, низкий – твердый: «говорит девочка» - нежный высокий голосок – мягкий.
На следующем этапе работы над фонематическим восприятием произносим без опоры на высоту голоса.
Далее можно предложить детям поиграть в игру «Наоборот» - педагог говорит как мальчик, а дети как девочка, затем поменять порядок.
Большие трудности вызывает формирование навыка слияния гласных звуков с согласными, особенно в открытых слогах. Поэтому работу начинаем с наиболее простого варианта гласный + согласный.
• Игра «Живые звуки»
Каждому ребенку даем по символу звука и расставляя их в разном порядке прочитываем получившуюся песенку.
2. Использование интерактивных приемов в процессе обучения грамоте.
Для удобства участников можно разбить на подгруппы.
Игра «Звуковое Домино»
На первом занятии берутся карточки с символами звуков. Детям раздаются карточки, педагог выставляет первую. Дети называют символ звука на ней. Ребенок, у которого найдется картинка на этот звук, прикладывает свою карточку и т. д. На следующих занятиях используются карточки с буквами.
Игра на развитие связной речи «Хорошо - плохо»
Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.
Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребё нок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.
Ребё нок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребё нок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
Ветер, деньги, тортик, море, мороженое, машина, электричество, телефон, спички, кофе, туфли на каблуках, косметика.
Игра на развитие связной речи «Пойми меня»
Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: коробка с сюжетными картинками.
Ход игры
Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.
После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.