Получи документы

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ»

Бачагова Анжелика Николаевна
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда (далее – РППС) в организации должна обеспечивать реализацию АОП ДО, разработанных в соответствии с Программой. Организация имеет право самостоятельно проектировать РППС с учетом психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ.

В соответствии со Стандартом РППС Организации должна обеспечивать и гарантировать:

Публикация «Консультация для педагогов „Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ“» размещена в разделах

1. Охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия обучающихся с ОВЗ, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям; формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии обучающихся друг с другом и в коллективной работе.

2. Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, группы и прилегающих территорий, приспособленных для осуществления образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития обучающихся дошкольного возраста с ОВЗ в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

3. Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и с педагогическими работниками, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей.

4. Создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов.

5. Открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания обучающихся, охраны и укрепления их здоровья, а также поддержку образовательных инициатив внутри семьи.

6. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия педагогических работников с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития обучающихся).

РППС организации создается педагогическими работниками для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов через поддержку формирования его индивидуальной траектории развития. Она должна строиться на основе принципа соответствия анатомо-физиологическим особенностям обучающихся (соответствие росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность захвата предмета).

Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

1. Содержательно-насыщенной и динамичной: включать средства обучения (в том числе технические и информационные, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие общей и тонкой моторики обучающихся с ОВЗ, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие обучающихся во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Игрушки должны обладать динамическими свойствами – подвижностью частей, возможностью собрать, разобрать, возможностью комбинирования деталей, возможностью самовыражения обучающихся.

2. Трансформируемой: обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей обучающихся.

3. Полифункциональной: обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности.

4. Доступной: предоставлять обучающимся, в том числе обучающимся с ОВЗ, свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. Все игровые материалы должны подбираться с учетом уровня развития познавательных психических процессов ребенка, стимулировать познавательную и речевую деятельность обучающегося с ОВЗ, создавать необходимые условия для их самостоятельной, в том числе речевой, активности.

5. Безопасной: все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. При проектировании ППРОС необходимо учитывать целостность образовательного процесса в Организации в заданных Стандартом образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

6. Эстетичной: все элементы РППС должны быть привлекательны – так, игрушки не должны содержать ошибок в конструкции, должны способствовать формированию основ эстетического вкуса ребенка, приобщать его к миру искусства.

РППС в организации призвана обеспечивать условия для эмоционального благополучия обучающихся различных нозологических групп, а также для комфортной работы педагогических кадров.

Взаимодействие детей с ОВЗ с педагогическими работниками и предметно-пространственной средой

Спроектированная педагогическим работником образовательная ситуация является воспитательным событием. В каждом воспитательном событии педагогический работник продумывает смысл реальных и возможных действий, обучающихся и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, любой режимный момент, традиции утренней встречи обучающихся, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты. Планируемые и подготовленные педагогическим работником воспитательные события проектируются в соответствии с календарным планом воспитательной работы Организации, группы, ситуацией развития конкретного ребенка.

Проектирование событий в Организации возможно в следующих формах:

• разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры);

• создание творческих детско-педагогических проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для обучающихся из соседней Организации).

Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогическому работнику создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами обучающихся, с каждым ребенком.

Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:

оформление помещений;

• оборудование, в том числе специализированное оборудование для обучения и воспитания детей с ОВЗ;

• игрушки.

Также РППС должна:

• отражать ценности, на которых строится программа воспитания, способствовать их принятию и раскрытию ребенком с ОВЗ;

• включать знаки и символы государства, региона, города и организации;

• отражать региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности социокультурных условий, в которых находится Организация;

• быть экологичной, природосообразной и безопасной;

• обеспечивать ребенку с ОВЗ возможность общения, игры и совместной деятельности, отражать ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей;

•обеспечивать ребенку с ОВЗ возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывать красоту знаний, необходимость научного познания, формировать научную картину мира;

•обеспечивать ребенку с ОВЗ возможность посильного труда, а также отражать ценности труда в жизни человека и государства (портреты членов семей обучающихся, героев труда, представителей профессий). Результаты труда ребенка с ОВЗ могут быть отражены и сохранены в среде;

•обеспечивать ребенку с ОВЗ возможности для укрепления здоровья, раскрывать смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта.

Среда предоставляет ребенку с ОВЗ возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна быть гармоничной и эстетически привлекательной.

Литература.

1. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1128-1139.

2. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

3. Н. В Нищева. Предметно –пространственная развивающая среда в детском саду.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

5. Плаксина Л. И. Концептуальные основы предметно-развивающей среды ДОУ / Л. И. Плаксина // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.

6. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. / Л. И. Плаксина, Л. С. Сековец // – М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2003.

7. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2012

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе Организация и содержание развивающей предметно-пространственной среды Образовательный процесс, организованный в соответствии с рабочей программой.

Организация предметно-пространственной развивающей среды как условие социально-коммуникативного развития детей Проект : Организация предметно-пространственной развивающей среды для детей дошкольного возраста, как условие социально-коммуникативного.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды в первой младшей группе Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ Для обеспечения наиболее благоприятных условий для самовыражения, инициативы и самостоятельности детей, проектирую образовательную среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ»
Опубликовано: 21 марта 2024 в 00:00
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Бачагова Анжелика Николаевна (УИ 1873916) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД