Светлана Симонова
Консультация для педагогов Тема: «Учим ребёнка слушать».
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
Тема: «Учим ребёнка слушать».
Составитель: Симонова С. В. - воспитатель
Развития у дошкольников умения слушать, понимать услышанное в ДОУ уделяется большое внимание. Тот воспитанник, который умеет слушать, осмысливать услышанное, в дальнейшем делает успехи в коммуникативно – речевом общении и в дальнейшем обучении в школе.
Публикация «Консультация для педагогов Тема: „Учим ребёнка слушать“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Умение воспринимать на слух (аудирование) составляет основу общения – это основа овладения устной коммуникацией. В неё входит: умение дифференцировать воспринимаемые звуки, интегрировать их в смысловые комплексы и сохранять их в памяти во время слушания.
В старшем дошкольном возрасте методика обучения аудированию подразумевает развитие способности воспитанника не только воспринимать на слух, но и узнавать, дифференцировать речевой поток, понимать услышанное, не только на поверхностном уровне, но и на глубинном.
Успешность восприятия на слух зависит от нескольких факторов:
1. От степени развития речевого слуха, внимания, интереса и т. д.
2. От условия восприятия материала (от количества и формы представленного материала).
3. От языковых и структурно – композиционных сложностей представленного материала.
Очень важно подбирать для дошкольников такой текст, который легко воспринимается ими, т. е. должны учитываться возрастные особенности детей. Должна проводиться с детьми словарная работа по объяснению непонятных, новых, устаревших слов и фраз. Если работа проводиться индивидуально с одним ребёнком или подгруппой детей, важно учитывать их не только возрастные особенности, но и индивидуальные.
Необходимо научить воспитанников умениям быстро переключаться с одной деятельности на другую. Особое значение уделяется интегрированной непосредственно – образовательной деятельности, когда дети могут зарисовать или вылепить персонажа прочитанного текста.
Для лучшего восприятия текста, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания, педагог использует различные приёмы, которые способствуют лучшему восприятию его в целом:
1. Выразительное чтение.
2. Повторность чтения.
3. Выборочное чтение (в старших группах в виде загадок, викторин).
4. Показ игрушек, иллюстраций, движение пальцами.
5. Инсценировки.
6. Рассматривание иллюстраций (в старших группах используется сравнивание иллюстрации к одному произведению, но разных авторов).
7. Беседы, где присутствуют вопросы мотивационного характера: «Почему гадкого утёнка не принимали на птичьем дворе?» и т. д., сравнение поведения героев.
8. Использование технических средств обучения: прослушивание аудиозаписи, просмотр слайдов и др.
Таким образом, обучению детей не только слушать, но и понимать на слух содержание речи, текста – это одно из важных моментов обучения дошкольников, поэтому работа по этому направлению должна проводиться ежедневно, используя разные формы индивидуальной, подгрупповой и групповой деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.