Консультация для педагогов «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Любовь Николаевна Гераськина
Консультация для педагогов «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

Ранний дошкольный возраст, имеет особое значение для речевого развития ребенка. В раннем дошкольном периоде дети уже обладают более или менее определенными представлениями о том, что их окружает. Они постепенно учатся правильно комбинировать слова, объединяя их в небольшие фразы. Интерес ребенка к миру вокруг продолжает возрастать. Он быстро усваивает значения слов, относящихся к окружающим его предметам, прислушивается к речи других людей, пробует различные интонационные реакции. И для того, чтобы ребенок не просто пассивно накапливал словарный запас, а учился эффективно применять его на практике, в данном возрасте крайне важно постоянное, разнообразное общение взрослых с ребенком. Именно поэтому продуктивное развитие словарного запаса ребенка является одной из основных задач дошкольной педагогики.

С древних времен русскому народу на помощь в этой области приходит фольклор, при этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение малого фольклора огромно, его не зря называют народной дидактикой. Неосознанно увлекаясь им, детский ум быстро осваивает простейшие эстетические и нравственные требования.

Особое место среди средств малого фольклора занимают потешки – ритмичные поэтические произведения, которые многие столетия передавались от одного поколения к другому и постепенно приобрели содержание и форму, соответствующие законам детской эстетики и психики. Потешки представляют собой игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, ножками т. п.). С их помощью осуществляются те эмоционально-тактильные контакты взрослого и ребенка, которых так не хватает современным детям, кроме того они позволяют внести в обучающий процесс элементы двигательной активности, которые связаны с формированием речевой деятельности. Чем больше мелких и сложных движений выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу. Потешки рассчитаны на активность самого ребенка, когда он выполняет самостоятельно игровые движения, соотносит их с содержанием. Они развивают речевые центры мозга ребенка, побуждают его к повторению сначала действий, а затем и словосочетаний, простых слов. Потешка призвана позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще рассказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, неся ребенку необходимую словарную информацию.

В потешках, в так называемой поэзии пестования, закреплены исторически сложившиеся многообразные приемы воспитания и речевого развития ребенка для каждого периода его жизни. Они созданы на словарном материале, который хорошо знаком детям раннего возраста, близок их пониманию. Именно слова потешек доступны восприятию ребенка фактически с первых дней его жизни. Жанр потешек как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком, словоформой, помогая работать над звукопроизношением и расширением словарного запаса.

Адресованные детям потешки звучат, как ласковый мамин говорок, выражая заботу, нежность. Именно это делает их психологически близкими ребенку. В связи с этим использование потешек имеет особую значимость в первые дни пребывания ребенка в ДОУ, в период адаптации, когда маленький ребенок попадает в непривычную обстановку, скучает по дому, маме, не расположен к общению. Правильно подобранная потешка помогает ему справиться с негативными эмоциями, наладить контакт с педагогом, настроиться на эффективное взаимодействие и обучение. В нашей группе, где обучаются дошкольники раннего возраста, мы применяем потешки с самых первых дней знакомства с детьми, активно вводим их в практику для поддержания правил режима, к которому так трудно привыкнуть воспитаннику в незнакомых условиях.

Младшие дошкольники часто капризничают, когда нужно одеваться на улицу, эта задача для них еще очень сложна, ее хочется выполнить самостоятельно, что не всегда получается. Мы помогаем ребенку одеться,приговаривая: «Вот они сапожки: / Это - с левой ножки, / Это - с правой ножки. / Если дождик вдруг пойдет, / Сапожок не упадет!»

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке,создаем ощущение домашнего уюта: «Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай, / Петушок не кричи, Колю, Машу не буди. / Наши детки будут спать, / Да большие вырастать. / Вот поспят подольше - вырастут побольше».

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами: «Потягуни-потягушечки / От носочков до макушечки! / Мы потянемся-потянемся, / Маленькими не останемся!».

На улице мы с помощью потешекизучаем с детьми окружающий мир и его явления: «Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора! / Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика! / Ком на ком поставили, глазки подведём, / Нос-морковку вставим, шапочку найдем. / Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!».

Используем потешки и при развитии у детей навыков самообслуживания и гигиены. Поощряем их стремление к самостоятельности, называем предметы одежды, обуви и читаем соответствующую потешку, учим умываться, создавая у детейположительные эмоции: «От водички, от водицы / Всё улыбками искрится! / От водички, от водицы / Веселей цветы и птицы! / Оля умывается, / Солнцу улыбается!».

С помощью потешектакже изучаем части тела: «Ротик мой умеет кушать, / Нос дышать, а ушки слушать, / Глазоньки моргать-моргать, / Ручки – все хватать-хватать».

Кроме того, потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга.

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.

Публикации по теме:

Использование пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов Аннотация. В статье представлен анализ применения пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов.

Использование пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов Аннотация. В статье представлен анализ применения пальчиковых игр для формирования активного словаря детей раннего и младшего возрастов.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста» «Методика формирования и развития представлений о множестве у детей младшего дошкольного возраста»Наш век - век информации и технологии.

Консультация для педагогов по изотерапии «Формирование ЗОЖ детей раннего возраста посредством проектной деятельности» «Формирование здорового образа жизни детей раннего возраста посредством проектной деятельности совместно с родителями» В связи с принятием.

Консультация для педагогов «Психоэмоциональное напряжение у детей раннего возраста» В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению учёных, дошкольный возраст относится к.

Консультация для педагогов «Роль малых фольклорных форм в жизни детей раннего возраста» Фольклор – это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного.

Консультация для родителей «Влияние колыбельных на развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста» Древние говорили, что воспитание человека начинается с колыбельных песен. Колыбельные - самые древние песни человечества, обладающие огромной.

Потешки для детей раннего возраста Наши глазки устали Мы закрыли глазки Кук-куу,кук-куу Мы ничего не видем Наши ушки устали Мы закрыли ушки Ауу,ауу,ауу Мы ничего не слышим.

Эссе «Влияние современных технологий на процесс воспитания детей дошкольного возраста» На протяжении последних десятков лет в нашу жизнь стремительно и очень прочно проникли современные технологии. Теперь трудно представить.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 13:59
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...

14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...


Горячие темочки