Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Марина Маршеня
Консультация для педагогов «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Консультация для педагогов

«Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи»

Уважаемые педагоги!

Добрые чувства должны уходить

своими корнями в детство.

Если добрые чувства

не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитать,

потому что подлинно человеческое

Публикация «Консультация для педагогов „Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи“» размещена в разделах

утверждается в душе

одновременно с познанием

первых и важнейших истин…

В детстве человек должен

пройти эмоциональную школу –

школу воспитания добрых чувств».

В. А. Сухомлинский

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Доброта и милосердие – это высочайшие нравственные ценности, вершина человеческого духа. В них проявляются гармония чувств, мыслей, поступков; активное противостояние всему дурному, борьба со злом; готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из сострадания. Основу этих взаимоотношений необходимо заложить еще в дошкольном возрасте, когда в ребенке начинает формироваться все человеческое. На это указывает В. А. Сухомлинский: «Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.»

Первую школу добрых чувств дети проходят в семье. Семья оказывает огромное влияние на развитие личности с первых дней его жизни. И чем меньше ребенок, тем боле значимо это воздействие. Именно в семье нужно с детства учить детей искусству жить среди людей, любить их проявлять внимание и доброе отношение.

Некоторые родители считают что доброта - всепрощение, другие рассматривают доброту очень узко, связывая ее проявление лишь с отдельными действиями ребенка: угостил бабушку яблоком, значит - добрый. Понятие доброты очень емкое и многозначное. Это и чуткость, отзывчивость, доброжелательность, внимательность и приветливость к людям, забота о их удобстве и покое, готовность быть полезным.

В основе доброты лежит способность к сопереживанию, сочувствию, умению мысленно поставить себя на место другого, понять, почувствовать, что переживает другой человек, облегчить страдание, оказать помощь. Доброта это и отказ от собственного удовольствия, радость человека «сотворившего» добро. Добро связано и с проявлением совести, чувства стыда перед людьми и перед самим собой. Задача взрослых научить ребенка радоваться радостью другого, проявлять заботу, оказывать посильную помощь.

Важнейшим педагогическим требованием воспитания доброты является : умение не только брать, но и отдавать. Ребенку присуща беспредельная потребность в любви и внимании тех, кто его окружает, он рано начинает чувствовать доброту и справедливость по отношению к себе. Советскими психологами доказано, что отсутствие родительской любви, заботы, теплоты, доброго отношения в целом отрицательно сказываются на развитии ребенка в целом. Но нельзя забывать другую сторону требования: учить детей отвечать на добро добром. Любить людей. Как можно сформировать отзывчивость без умения сопереживать, сочувствовать.

Ребенок не может ответить на заботу заботой, не умеет поставить себя на место другого - всему этому ребенка надо учить. Любого ребенка можно воспитать добрым, опираясь на стремление детей к хорошим поступкам. Дети действуют больше по велению сердца. Чем по законам здравого смысла поэтому воспитание доброты следует начинать с пробуждения добрых чувств, вызванных добрыми поступками самих родителе, других людей. Возникшие добрые чувства необходимо поддерживать. развивать. Детские чувства должны стимулировать детские поступки.

Сами родители иногда формируют эгоизм у детей : «Это только тебе». «Никому не давай игрушку». Ребенок может любить бабушку за то,что она все разрешает, а маму за то, что покупает игрушки. Родителям надо помнить, что эгоист, потребитель не способен на добрые поступки, поэтому надо вникать в мотив детского поступка. Развивать у ребенка умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы», «обязан». Родители редко предают значение том, что ребенок забыл поделиться, проявляет равнодушие к их радостями огорчениям. Родители не должны оставлять без внимания ни одного грубого действия со стороны детей относительно себя или другого ребенка. Случается,что ребенок дразнится, дает прозвище, неуважительно отзывается о ком-то. Все это не должно проходить мимо внимания родителей. Надо вызывать чувство отвращения к плохим поступкам, стыда за них.

Какие же методы и приемы следует использовать?

Самым важным является ПРИМЕР поведения самих родителей, и отношение друг к другу. Дети обладают острой наблюдательностью и высокой подражательностью. Они улавливают внешнюю форму и способы обращения родителей между собой, с окружающими людьми. Хорошо когда дети видят улыбку на лицах родителей, эту спутницу доброго отношения к людям, улавливают расположенность, желание помочь, слышат приветливый тон и добрые слова, однако одного примера в воспитании доброты не достаточно, необходимо использовать УПРАЖНЕНИЕ детей в добрых поступках. Это может быть и услуга и помощь старшим : подать тапочки, сумку, помочь приготовить обед, открыть дверь, пропустить вперед. Хорошо когда в семьях практикуются общие дела родителей с детьми. Естественно. что инициатива вначале исходит от родителей. Детей надо учить присматриваться к физическому и духовному состоянию родных, так как рассчитывать что дети заметят плохое настроение, недомогание близких вряд ли приходится.» Что-то грустная твоя подружка, спроси, что случилось.», «Узнай как бабушка себя чувствует.»Ребенку нужно помочь не только творить добро, но и мыслить по законам доброты. Здесь помогут родителям БЕСЕДЫ о том, какого человека называют добрым, почему? Перед детьми можно ставить ВОПРОСЫ-ЗАДАЧИ. Например: «Как бы ты поступил?», «Что можно сделать что бы?» В воспитании доброты важна ОЦЕНКА, которая утверждает ребенка в правильности поступка, помогает увидеть в поступке хорошее.

Порицание, осуждение тормозит нежелательные поступки детей. Исследования советских педагогов показывают, что чувство симпатии в форме сопереживания проявляются дошкольников и при чтении СКАЗОК, РАССКАЗОВ. Например: В. А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К. Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница». Сам ребенок к книге не пристрастится. Приобщить его к этому огромному богатству должен взрослый.

Одна из движущих сил развития ребенка – сила примера. Книга сознательно и целеустремленно направляет ход его мыслей, побуждает к размышлению. Доброта и справедливость, любовь к людям приходит к детям из жизни и из книг, но приходит незаметно. Мы просто читаем детям книги, а в результате совершенствуем и облагораживаем их умы и сердца. Недаром один из известных детских писателей Александр Трофимов отметил: «Детская литература – это то, что помогает нам выжить, когда мы становимся взрослыми».

Детям дошкольного возраста доступны некоторые ПОСЛОВИЦЫ. Они легко запоминаются и положительно воздействуют на них. «При солнышке тепло, при матери добро», «Плохое плохому, а доброе доброму», «Добрый скорее дело сделает чем сердитый» и другие.

Используя в системе перечисленные методы, родители могут сформировать у детей умение поступать по законам добрых человеческих отношений, добиваться того, что бы доброта стала чертой характера ребенка, необходимой ему в дальнейшей жизни.

Работа воспитателя не может быть успешной без помощи родителей. Проводится анкетирование.

Папка-передвижка с десятью правилами воспитания ребенка.

1. Люби своего ребенка!

2. Охраняй своего ребенка!

3. Будь добрым примером для своего ребенка!

4. Играй со своим ребенком!

5. Трудись со своим ребенком!

6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!

7. Покажи ребенку возможности и пределы человеческой свободы!

8. Приучай ребенка быть послушным!

9. Жди от ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!

10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Дети знакомится с правилами поведения и учатся использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

- хочешь играть, попроси разрешения;

- если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

- играя, думай, чем помочь товарищам;

- если предложение товарища интереснее, поддержи его;

- будь доброжелателен при выборе партнера на роль, которая нравится тебе;

- относись к окружающим так, как хочется, чтобы относились к тебе;

- не ссорься, если приходится отстаивать свои права, свою позицию, то делай это

вежливо;

- внимательно выслушивай всех участников;

- не требуй для себя все время главных ролей;

- будь справедливым в игре;

- если рядом кому-то грустно, поговори, поиграй с ним: в следующий раз помогут тебе.

Зная эти правила, дети оценивают отрицательные поступки сверстников, а впоследствии, и свои.

Как обучать детей правилам?

Сначала важно выяснить характер понимания ребенком правил детских взаимоотношений и того, почему эти правила необходимо выполнять, а затем помочь детям увидеть взаимосвязь представлений о правилах с реальным поведением ребенка в детском коллективе. Не лишнее ввести в словарь детей не только всем привычные «спасибо», «пожалуйста», но и «будьте добры», «благодарю», «разрешите».

У детей необходимо сформировать внимательное, доброжелательное отношение к сверстникам, воспитать желание отзываться на их просьбы, уметь договариваться с ними.

Создаются благоприятные условия для формирования социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, воспитания отзывчивости, заботы, доброты, справедливости, а также воспитания заботливого отношения к малышам, уважительного отношения к пожилым людям.

• все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми, счастливыми. И как бы хотелось, чтобы воспитанное в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Заключительное слово

Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и прижмите к сердцу. Подумайте о том, что вы возьмёте с собой в жизнь с этой консультации. Пусть этот опыт поможет быть вам добрее и терпимее друг другу, помогает находит то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов — откройте глаза. А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы связаны с другими, но в тоже время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется быть одному. Внутри каждой бусинки спрятано ваше, самое сокровенное. Но из маленьких ноток доброты может получиться прекрасная музыка. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Давайте же и мы помнить всегда о том, что каждый из нас, конечно же личность, но ни кто из нас не может и не должен быть оторван от коллектива, от общества, в котором живет.

Каждый подержит в руках бусы, и скажет какой вывод он сделал для себя.

Помните: Добрые слова — корни

Добрые мысли — цвета

Добрые дела — плоды

Добрые сердца - сады

Игра «Словарь вежливых слов»

В стихотворение нужно вставить подходящие по смыслу слова.

Растёт ледяная глыба

От слова доброго …. (Спасибо)

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит. (добрый день)

Если больше есть не в силах

Скажем маме мы. (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости.

Говорим (прости пожалуйста)

И во Франции и Дании

На прощанье говорят (до свидание)

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо извините.

Позвольте разрешите.

Я вас благодарю.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Воспитание доброты через музыку» Нет абсолютно никакого сомнения в том, что рэп-музыка, тяжёлый рок, побуждает к насилию. Плохая музыка может действовать на слушателя, как.

Консультация для родителей «Организация физкультурно-оздоровительной работы для детей дошкольного возраста в условиях семьи» Цель консультации: Повышение компетентности родителей в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях семьи. План консультации:.

Консультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возрастаКонсультация для родителей «Воспитание доброты и дружбы» для детей младшего дошкольного возраста Хотелось бы зачитать вам высказывание В. А. Сухомлинского «Если человека учат добру – учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3Консультация «Воспитание интереса к игре в шашки» у детей дошкольного возраста. Часть 3 В игре "Кошки - мышки" используется игровое поле размером 40 см х 40 см, разделенное на 64 квадрата со стороной 5 см. Игра "Кошки.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

Семинар для педагогов «Воспитание дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр» В наше время почти все родители заинтересованы в раннем развитии своих детей. Желание видеть малыша умным и развитым подпитывается многими.

Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Воспитание интереса к чтению у детей дошкольного возраста» Сидим дома с пользой! В период самоизоляции, самое время заняться чтением интересных и любимых книг. Дети, которые не умеют читать, буду.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Воспитание доброты у детей дошкольного возраста в условиях семьи»
Опубликовано: 24 января 2022 в 06:20
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД