Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Экспериментирование в детском саду»

Елена Хабибулина
Консультация для педагогов «Экспериментирование в детском саду»

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира - открывают для все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое-основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Публикация «Консультация для педагогов „Экспериментирование в детском саду“» размещена в разделах

Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.

По мнению многих педагогов, экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

Ребенок – прирожденный исследователь.

Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.

Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Детское экспериментирование — это не изолированный вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и, в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. С другой стороны, наличие у детей трудовых навыков и наблюдение создают благоприятные условия для экспериментирования, с другой - экспериментирование, вызывающее у ребенка большой интерес, способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента :

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т. п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т. п.

Приемы руководства опытами и экспериментами

1. Работа детей руками при помощи воспитателя.

Воспитателю приходится сталкиваться с тем, что ребенок (особенно 4-х лет) боится манипулировать с малознакомыми предметами и объекта-ми и говорит: «Я не могу, не умею». Если воспитатель возьмет руку ребенка в свою и будет действовать его рукой, это придаст ребенку уверенность.

2. Дробление одной процедуры на несколько мелких действий, пору

чаемых разным ребятам.

Например: при получении промежуточных цветов радуги один ребенок получает оранжевый цвет, второй — голубой, третий — зеленый, четвертый — фиолетовый, а затем они объединяют свои усилия.

3. Совместная работа воспитателя и детей.

Работа делится между всеми участниками эксперимента, включая воспитателя. Например, воспитатель готовит почву, дети — лопаточки, формы для почвы, баночки с водой, семена, луковицы для посадки, таблички-указатели.

4. Помощь воспитателя детям.

Если воспитатель замечает, что ребенок не справляется, отстает в ра-боте, он может предложить свою помощь, привлекая ребенка к посильным действиям.

5. Работа воспитателя по указанию детей.

Например: «Ребята, что мне надо сделать прежде всего? Потом? А теперь? Проверяйте, правильно ли я все делаю».

6. Сознательно допущенные воспитателем неточности в работе.

Выполнение воспитателем неверных рекомендаций детей, давая им

возможность внести исправления.

7. Воспитатель — один из участников эксперимента.

В основе этого приема лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким образом, чтобы он оставался для детей «невидимым», чтобы детям казалось, будто они работают самостоятельно.

Особенности детского экспериментирования

1. Детское экспериментирование свободно от обязательств. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

2. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятие только потому, что истекло время. Если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока.

3. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

4. Дети не могут работать, не разговаривая. При организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует четко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.

5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым, оказывает на них неблагоприятное влияние.

6. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов. Необходимость регистрировать увиденное является дополнительной нагрузкой для ребенка. Кроме того, не все дети дошкольного возраста способны осознавать смысл этой процедуры.

7. Следующий важный момент, который необходимо учитывать – это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда имел только правильную точку зрения.

8. Очень важно уметь применять адекватные способы вовлечения детей в работу, а именно:

– работа руками детей,

– дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам,

– совместная работа воспитателя и детей,

– помощь воспитателя детям,

– работа воспитателя по указанию детей,

– как сознательно используемый прием, воспитатель иногда допускает неточности в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления.

9. Предметом особого внимания является соблюдение безопасности.

Дошкольники в силу возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они могут забыть об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

10. Следующей отличительной способностью детского экспериментирования является способ введения ребенка в целостный педагогический процесс. В детском саду не должно быть четкой границы между жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

11. Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формирование выводов.

Нельзя подменять анализ результатов экспериментов анализом поведения детей и их отношением к работе. Нежелание детей экспериментировать обусловлено разными причинами – плохим настроением, ухудшением самочувствия, неумением выполнить работу, неспособностью к сосредоточению, отсутствием интереса к данному объекту, отсутствием в характере склонности к экспериментированию, незрелостью мыслительных процессов и многими другими факторами. Ни в одной из этих причин нельзя усмотреть злого умысла ребенка, поэтому его нельзя ругать за нежелание экспериментировать, равно как за совершение ошибок или неумение сформировать выводы.

Место организации познавательно-практической деятельности детей в распорядке дня дошкольного учреждения

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов их прове-дение в распорядке дня может быть разным.

Случайные эксперименты.

Проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке приро-ды или на участке.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют.

Плановые эксперименты.

К занятиям по экспериментированию воспитатель готовится заранее: определяет задачи эксперимента, выбирает объект, продумывает приемы и методы руководства экспериментом. Плановые эксперименты имеют свои недостатки: занятия по экспериментированию ограничены временными рамками, не учитывается состояние детей, их отношение к данному виду деятельности в данное время. Поэтому лучше всего проведение опытов планировать на вторую половину дня. Если ребенок испытывает интерес к работе, ее можно продолжить в дополнительные часы, а если, наоборот, устал, опыт можно прекратить и занять детей другим видом деятельности.

Эксперименты как ответ на детские вопросы.

К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не от-вечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.

Самостоятельная исследовательская работа детей способствует раз-витию их инициативы, повышает образовательную и воспитательную цен-ность опытов.

Если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, воспитатель ее планирует.

Используется следующая экспериментальная деятельность :

1. По характеру объектов, которые используются в эксперименте :

опыты с растениями,

– опыты с животными,

– опыты с объектами неживой природы,

– опыты, объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов:

– в групповой комнате,

– на участке,

– в лесу, в поле и т. д.

3. По количеству детей:

– индивидуальные (1-4 ребенка,

– групповые (5-10 детей,

– коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

– случайные,

– запланированные,

– проведённые в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс :

– эпизодические (проводимые от случая к случаю,

– систематические.

6. По продолжительности:

– кратковременные (от 5-15 мин. ,

– длительные (свыше 15 мин.).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

– однократные,

– многократные или циклические.

8. По месту в цикле:

– первичные,

– повторные,

– заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,

– сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

– иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только

подтверждает знакомые факты,

– поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат,

– решение экспериментальных задач.

11. По способу применения в аудитории:

– демонстрационные,

– фронтальные.

Требования к оформлению и содержанию уголков экспериментирования

Дети с удовольствием проводят опыты под руководством взрослого. Очень важно создать условия для проявления инициативы ребенка и предоставить ему возможности для самостоятельных исследований. Развитию самостоятельной исследовательской деятельности способствует создание небольших мини - лабораторий. В детском саду такая лаборатория может занимать часть группового помещения.

Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы;

2) место для приборов;

3) место для хранения материалов (природного, "бросового");

4) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов.

Весь материал, имеющийся в лаборатории, подразделяется на пять разделов.

Первый раздел «Живая природа».

Для его оформления понадобится полочка с семенами растений из сообществ «Сад», «Огород», «Лес», «Поле». Например, к первому относятся семена яблони, сливы, вишни, абрикоса, груши; ко второму — семена фасоли, гороха, огурцов, редиса, моркови, помидоров; к третьему — каштана, дуба, ягоды рябины, семена ясеня, липы, клена; к четвертому — зерна пшеницы, кукурузы, гречихи, свеклы, льна и т. д.

Второй раздел «Неживая природа».

В этом разделе храним материалы, предназначенные для проведения различных исследований (например, песок, глина, гравий, камни, черно-зем, уголь, торф, мел, ракушечник). Здесь же располагаем стол с емкос-тями «вода», «песок».

Третий раздел «Природный материал».

В лаборатории удобно хранить природный материал, предназначен-ный для организации разных занятий: шишки, мхи, кусочки коры деревь-ев, птичьи перья, кусочки кожи, меха, скорлупы орехов и др.

Четвертый раздел «Свойства материалов».

В этом разделе размещаются коробочки с различными материалами: бумагой (разного цвета, плотности, прозрачности — копировальная, наждачная, фольга, тканями, древесиной, металлом (гайки, скрепки, проволока, болты, винтики, шурупы, магниты и др., резиной и стеклом (разной прозрачности и цвета, увеличительные стекла); кроме этого — тактильные дощечки, пищевые (растворимый кофе, сухое молоко) и непищевые (гуашь) красители, пищевые продукты (масло, соль, мука, сахар, крахмал, бутылочки для определения запаха, шумовые бутылочки.

Пятый раздел «Приборы и оборудование».

Для проведения опытов.

приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен, песочные часы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.

медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи, воронки, половинки мыльниц, формы для льда и др.

Дополнительное оборудование:

Детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

• Карточки-схемы проведения экспериментов оформляют на плотной бумаге и ламинируют; на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента.

• В индивидуальных дневниках экспериментов ставится дата их проведения, название и помечается самостоятельно или совместно с воспитателем проведен эксперимент.

• В каждом разделе на видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки.

• Материал, находящийся в Уголке экспериментирования, должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

Требования к объектам уголка экспериментирования

1. Безопасность для здоровья и жизни детей.

2. Открытость и доступность.

3. Разнообразие материала.

4. Эстетичность.

5. Соответствие содержания возрасту детей.

6. Привлекательность материала.

Требования к объектам, используемым в опытах и экспериментах

1. Безопасность объектов для детей.

2. Максимальное соответствие избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.

3. Объекты, используемые в опытах, должны быть знакомы детям.

4. Выбранные объекты должны соответствовать возрасту детей.

Типичные недостатки при организации экспериментов

1. Эксперименты в детских садах проводятся крайне редко.

2. Большинство экспериментов из числа организационных носит созерцательный характер. При их проведении отсутствует самостоятельная исследовательская деятельность детей.

3. Проводимые эксперименты зачастую не отвечают основному назначению – анализу природоведческого материала, ознакомлению с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с приспособлением живых организмов к среде обитания.

4. Часто эксперименты не получают логического завершения.

5. Проводимые эксперименты, как правило, бывают разрозненными, единичными, из них не формируются циклы.

6. Результаты экспериментов не всегда используются на последующих занятиях.

7. Недостаточно развиты связи экспериментирования с другими видами деятельности – рисованием, лепкой, математикой, развитием речи, трудом.

8. Зачастую выводы сообщаются воспитателем в готовом виде, к их формулированию не привлекаются дети.

9. Иногда анализ результатов опытов подменяется анализом поведения детей и их отношения к работе.

Рекомендации по организации занятий

1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала занятий, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени.

2. Начинайте занятие энергично. Занятие должно проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом.

3. Помните: паузы, медлительность, безделье — бич дисциплины.

4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп занятия.

5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям.

6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук-тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя!» (варианты — Незнайка, Мишка, Карлсон; «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т. п.).

Правила работы с различным материалом:

- с водой:

Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Пролил воду – не беда:

Тряпка под рукой всегда.

Фартук – друг: он нам помог,

И никто здесь не промок.

- со стеклом:

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

- с песком:

Если сыплешь ты песок –

Рядом веник и совок.

- с огнем:

Помни правило: огонь

Никогда один не тронь!

- по окончании работы:

Ты работу завершил?

Все на место положил?

Литература:

1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М. : Сфера, 2002. - 111 с.

2. И. Э. Куликовская, Н. И. Совгир Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст М. : Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.

3. Пономарева Л. С. Экспериментальная работа в детском саду. Пособие. – 3-е изд. – Мозырь: Содействие, 2009. – 70 с.

4. Рыжова Н. А. Лаборатория в детском саду. Линка - Пресс, 2009. — 176 с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду»Консультация для педагогов «Игровая песочная терапия в детском саду» «Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьётся разум» К. Г. Юнг Игровая песочная терапия известна русскоязычным специалистам.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Консультация для педагогов «Организация и методика проведения прогулки в детском саду» Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» ВидеоКонсультация для педагогов «Оформление участка в детском саду» Видео Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период»Консультация для педагогов «Оформление участка в детском саду в летний период» Лето – это интересное и познавательное пребывание детей в детском саду. Деятельность детей самая разнообразная, увлекательная, способствующая.

Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду»Консультация для педагогов «Песочная страна для малышей в период адаптации в детском саду» Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский.

Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду»Консультация для педагогов «Значение коллективного художественного творчества в детском саду» Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое.

Рисование-экспериментирование в семейном детском садуРисование-экспериментирование в семейном детском саду Мой малыш увлечен рисованием с раннего возраста. В свои три года он очень любит малевать в различных "раскрасках" (старательно и аккуратно).

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбруЭкспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Экспериментирование в детском саду»
Опубликовано: 24 января 2020 в 11:13
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД