Консультация для педагогов «Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути их достижения»

Раиса Маркс
Консультация для педагогов «Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути их достижения»

Консультация для педагогов:

Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути их достижения.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из

важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном

детском саду. Ведь эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и

переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его.

Психологической наукой доказано, что у ребенка в возрасте 3-7 лет происходят качественные изменения в сфере эмоций, преобразуются взгляды на мир и отношения с окружающими. Малыши, например, живо и непосредственно реагируют на все происходящее. Старшие дошкольники со временем начинают осознавать и контролировать свои чувства, являющиеся своеобразным индикатором наиболее значимых потребностей. С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребенка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.

Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может.

Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать. Делать это профес- сионально и грамотно призван педагог- психолог.

В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. C. Выготским. Под этим термином понимается черствость, обедненность или даже полное отсутствие чувств во взаимоотношениях людей. Сложность нынешней ситуации состоит именно в том, что, помимо часто встречающихся недочетов в воспитании и образовании, «обесчувствованию» людей способствует сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок. Например, подолгу находясь у телевизора или компьютера, мальчики и девочки стали меньше взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому дети и становятся более эгоистичными, эмоционально изолированными, переутомленными и менее отзывчивыми к чувствам других. Кроме того, со стороны взрослых также не всегда встречается должное внимание к настроениям и переживаниям ребенка. Родители нередко бывают слишком заняты, чтобы тратить время на «детские» проблемы. Между тем, ростки негативных чувств и эмоций могут принести самые нежелательные плоды.

Таким образом, сейчас особенно важно при ведущей роли педагогов-психологов объединить усилия воспитателей и всех специалистов детского сада, направив их на развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата.

Условия обеспечения эмоционального благополучия детей

Для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо:

- безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

- позитивность окружающей детей обстановки (создание поддерживающей, доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

- равенство в отношениях между взрослым и ребенком (организация продуктивного пошагового сотрудничества, своевременное получение дошкольниками помощи, поддержки и защиты при возникновении потребности в ней);

- обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы, в других помещениях детского сада (например, в музыкальном и физкультурном залах, непосредственно общаться со сверстниками;

- гибкий,личностно - ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка, выражающийся, например, в дифференцированном подборе заданий и упражнений, а также индивидуального темпа их выполнения;

- тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками (в частности, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием); -

- создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики, поощрение даже небольших достижений каждого ребенка и его стремления к самостоятельности;

- внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи;

- тактичное общение с ребенком для совместной «переработки» чрезмерно волнующих его впечатлений (часто негативных) с целью их постепенного уменьшения и преодоления, также повышения самооценки;

- конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия, осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!».

На развитие эмоциональной сферы дошкольниковпозитивно влияет создание в группах уголков психологической разгрузки:

- для малышей - «домотека», в специально отведенном пространстве группы дети размещают предметы,принесенные из дома: фотографии, игрушки или другие вещи, напоминающие о доме. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;

- для детей 4-5 лет – «дерево эмоций», на котором ребенок, приходя утром, размещает свою фотографию в соответствии с настроением - в центре или по краям, на темном или светлом фоне. В течение дня по своему желанию он может вносить изменения. Его внутреннее состояние становится таким образом

более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости - эффективной и своевременной;

- старшим дошкольникам для эмоциональной разрядки подходит уголок с мягкой мебелью или модулями с подобранными для данного возраста книгами, журналами, иллюстрациями, интересными настольными играми и игрушками. Возможность 5-7-летнему ребенку иногда побыть одному, ненадолго сменить обстановку и немного отдохнуть от стремительного потока событий и информации приобретает всё большую актуальность, т. к. способствует профилактике эмоциональных срывов, перенапряжения, негативных настроений.

Публикации по теме:

Эмоциональное благополучие — залог здоровья воспитанников КРУГЛЫЙ СТОЛ «Эмоциональное благополучие - залог здоровья воспитанников» Цель: разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» «Эмоциональное благополучие ребенка» Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка свет, тепло, влага, удобрение, почва.

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни» Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в повседневной жизни». Маленький ребенок не умеющий скрывать своих чувств, искренний и.

Материал для родительского уголка «Психологическое здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие» В последнее время проблемам здоровья и здорового образа жизни уделяется пристальное внимание. Здоровье – это не только отсутствие болезней.

Проект «Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника»Проект «Эмоциональное благополучие как основа успешной социальной адаптации дошкольника» Для успешной адаптации к условиям ДУ проводились мероприятия по реализации инновационного проекта «Эмоциональное благополучие как.

Проект «Эмоциональное благополучие ребенка посредством сюжетно-ролевых игр» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №4 ПРОЕКТ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ.

Психологический тренинг «Эмоциональное благополучие педагога» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья воспитателей. Задачи: 1) Актуализировать.

Рекомендации для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка» Воспитывая ребенка, будь то родитель, воспитатель детского сада, педагог дополнительного образования, учитель начальных классов, каждый,.

Практикум для родителей на тему «Эмоциональное благополучие ребенка» в рамках родительского клуба (средняя группа) Родительский клуб средняя группа Практикум для родителей Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка» Задачи: 1. Формировать убеждения у.

Эмоциональное благополучие ребенка «Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна!» И. Сеченов Дошкольное детство – период,.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Эмоциональное благополучие дошкольников и оптимальные пути их достижения»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 23:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки