Консультация для педагогов «Застенчивые дети»

ксения мартынова
Консультация для педагогов «Застенчивые дети»

Застенчивый ребенок.

Цель: повысить знания о детской застенчивости и научить бороться с этим качеством детской личности.

Застенчивость – это неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми. Застенчивость может быть защитным поведением при повышенной психологической ранимости, чувствительности. Такой ребенок обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Например, это случается с детьми, когда они не знают, как себя вести в новой ситуации, или обладают медленной реакцией и не могут приспособиться к общению с несколькими людьми одновременно.

Основными внешними поведенческими признаками застенчивого ребенка являются:

• ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;

• избегает смотреть в глаза;

• сам не начинает разговор с другими детьми;

• пассивен при общении,

• говорит тихим голосом.

• мало друзей,

застенчивый человек очень раним, болезненно воспринимает критику со стороны, часто обижается. Может заплакать, если его ругают.

• может не ответить на вопросы воспитателя

• боится большого количества людей

застенчивый человек часто не способен открыто выражать и тем более отстаивать собственное мнение;

застенчивая личность чрезмерно сосредоточена на себе, ей свойственен эгоцентризм в поведении. Застенчивый ребенок постоянно думает о том, что скажут окружающие люди о его поведении, личности

• опущенная голова

• сутулые плечи

• взгляд в пол, в строну в потолок, только не в глаза собеседнику

• затруднения при ответе на простые вопросы

• предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми.

• Если застенчивость не мешает жизни ребенка, не обращайте на нее внимания.

• Довести информацию до ребенка, что на свете много застенчивых людей.

• Постараться разобрать в причинах застенчивости. Объяснить, что опасаясь сказать или сделать что-то не так,он тем самым программирует себя на неудачу: «Ты боишься, что тебя о чем-то спросят или предложат что-то сделать, а ты не справишься. Ты так долго об этом думаешь, что твои движения на самом деле становятся неловкими, мысли разбегаются, ты забываешь все нужные слова. Ты сам себя превращаешь в неумеху и незнайку». Подобный вывод обычно впечатляет детей,и они приходят к выводу: «Все зависит от тебя самого. Как себя настроишь, так и будешь выглядеть и действовать».

• Не называйте ребенка застенчивым, т. к это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные стороны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его положительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверенность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность. Можно вместе с ребенком вспомнить, какими способностями он обладает в реальности. У него много достоинств, значит, ему есть чем гордиться. Вместе с ребенком выписать на одну сторону листка все его хорошие качества. В другую колонку те качества, которыми, по его мнению, его наделяют люди. Положительных качеств должно быть больше – главное, чтобы ребенок наглядно увидел, что его есть за что уважать и ценить. Со списком можно дальше работать – вписывать положительные качества и зачеркивать отрицательные.

• Общение ребенка должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к группе сверстников против его желания.

Застенчивым детям свойственно впадать в панику, испытывать беспричинную тревогу – особенно в те минуты, когда им кажется, что внимание окружающих направлено на них.Можно использовать два способа: успокоиться и прийти в себя.

1-й способ. Глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть. Обычно три вдоха-выдоха помогают снять напряжение и расслабиться.

2-й способ: медленный счет про себя – до десяти и больше, если требует ситуация. Сосредоточенность на этом занятии дает возможность отвлечься и успокоиться.

• Генеральная репетиция – лучший выход для того, чтобы прогнать страх перед неизвестным мероприятием. Иногда полезно проиграть ситуацию. Причем варианты должны быть различными.

• Стеснительные дети считают, что они постоянно находятся на виду. Можно объяснить ребенку, что у других людей много собственных дел, и все заняты собой. На самом деле никому нет до него дела. А если все же окажется, что кто-то увидел его промах, безотказно действует один прием – улыбка. Достаточно улыбнуться свидетелю твоей неловкости, и он тоже ответит улыбкой. В худшем случае - просто отвернется.

• Не требуйте от ребенка идеального поведения. Это может усилить застенчивость.

Ошибочно думать, что застенчивый ребенок не хочет общаться. У застенчивых детей сильна тяга к общению, просто они не умеют устанавливать контакт и от этого страдают.

Психологи считают, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Возникновение застенчивости часто связано с заниженной самооценкой ребёнка. Считая себя хуже, слабее, некрасивее, чем остальные, ребёнок начинает избегать контактов с окружающими. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая, однако решать её необходимо всем взрослым, которые взаимодействуют с застенчивым ребёнком, - родителям, воспитателям, психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Поэтому именно игровая терапия поможет преодолеть внутренние психологические барьеры, создать эмоционально-положительную атмосферу, установить дружеские взаимоотношения.

Работа с застенчивымидетьми проводится по направлениям:

1. Коррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах.

2. Развитие чувства собственной значимости. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

3. Профилактика конфликтов детско-родительских отношений.

развитие доверия к другим.

Игры, направленные на развитие у ребенка смелости, создание благоприятных условий для сплоченной работы в группе,поднятие эмоционального тонуса детей и желание общаться:

Игры приветствия: «Давайте познакомимся!», «Приветствие - пожелание», «Приветствие танцевальное», «Дружба начинается улыбки» и т. д

Для повышения самооценки, развития доверительного отношение у детей,можно поиграть в игры: «Тень», «Слепой и поводырь», «Щепки на реке».

Развитие способности принимать самостоятельно решения:

Упражнение «Тренируем эмоции».

Упражнение «Передай по кругу»

Упражнение «Сосулька».

Игра «Смелый разведчик».

Этюд «Просто так».

Игра «Настроение и походка».

Игра «Соломинка на ветру».

Этюд «Впереди всех».

Игра «Водопад».

Упражнение «Тренируем эмоции»

Цель. Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать

окружающим.

Ведущий предлагает детям:

а)нахмуриться как:

осенняя туча,

рассерженный человек;

б) позлиться,как:

злая волшебница,

два барана на мосту,

голодный волк,

ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться,как:

заяц, увидевший волка,

птенец, упавший из гнезда,

котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться,как:

кот на солнышке,

само солнце,

Упражнение. "Закончи предложение".

Цель. Отрытое общение детей друг с другом, повышение самооценки ребенка.

Материал. Мяч.

Ход. Возьмите мяч.Объясните ребенку правила игры: вы будете кидать ему мяч и начинать предложение, а он должен бросить его обратно, назвав окончание, пришедшее ему на ум. Все предложения будут касаться ребенка. Одни и те же "начала" могут прилетать к ребенку несколько раз, но придуманные им "окончания" должны различаться.А теперь кидайте ребенку мяч со словами: "Я умею. ", "Я могу. ", "Я хочу научиться. ".

Примечание. Каждое начало предложения повторяйте несколько раз, чтобы ребенок осознал, как много он всего умеет, над чем обычно не задумывался, а ведь когда-то он этому научился.

Игра «Настроение и походка»

Цели. Снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снятие мышечных зажимов.

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь — как тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь — как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимемся.

Упражнение «Соломинка на ветру»

Цель. Снижение напряжения, развитие доверия к окружающим.

Ход. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами.По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», – участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.

Предупреждение: Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.

Этюд «Впереди всех»

Цель. Развитие социальных эмоций, обучение проявлениям сочувствия, сопереживания по отношению к сверстникам.

Ведущий читает рассказ Я. Тайца. «Детский сад пошел гулять.Все стали в пары: Петя — с Толей, Люся — С Галей, Женя — с Вовой, Сёма — с Димой. Много пар.

А Маша осталась одна:

— А я с кем пойду?

Толя сказал:

— Возьми Мишку косолапого!

Маша взяла Мишку. Вот и пара.

Эта пара лучше всех. Она пойдет впереди всех».

После чтения ведущий спрашивает: какое качество проявилось у Толи? Хорошо ли он поступил? А что еще можно было предложить в подобной ситуации?

Проигрывание ситуаций.

Игра «Водопад».

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться. “Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове,. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.

Список литературы.

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Шпаргалка для родителей». Издательство "Речь" 2007.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми». М.:"Генезис" 2000г.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг эффективного взаимоотношения с детьми».СПб 2007г.

4. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений».

5. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. М.:Просвещение: Владос. 1995

Публикации по теме:

Фотоочерк «Чистые пруды, застенчивые ивы»Фотоочерк «Чистые пруды, застенчивые ивы» У каждого из нас на свете есть места, Куда приходим мы на миг уединиться, Где память, как строка почтового листа, Нам сердце исцелит,.

Консультация «Дети и дорога»Консультация «Дети и дорога» Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах – соблюдать правила дорожного движения! Воспитание у детей навыков.

Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку»Консультация для педагогов «Дети рисуют музыку» Начать публикацию мне хочется со слов песни Георгия Струве на слова И. Исаковой «Я хочу увидеть музыку» Я хочу увидеть музыку, Я хочу.

Консультация для родителей «Дети и интернет» 20 ноября 2015 года. Появление Интернета заставило многих из нас изменить свою жизнь. Сколько взрослых днями ночами просиживают у экранов.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Застенчивые дети»
Опубликовано: 23 января 2021 в 15:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День юных скульпторов на МААМ

Очередной тематический день предлагаем посвятить знакомству детей с важным видом искусства – скульптурой; с декоративной и монументальной её разновидностями. Разумеется, кроме познавательных занятий сто...

27 февраля. Международный день полярного медведя

«Белый лед и мишка — бел, шубку теплую надел» — очередной тематический день посвящен хозяину Севера, белому медведю. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об...

Фотоотчёт творческих работ наших воспитанников
Воспитанники нашей группы подготовили свои творческие работы по темам: "Иллюстрации произведений Е. Чарушина", "Эти забавные животные", "Сказки...
Мастер-класс: «Оригинальная поздравительная открытка»
Приближается долгожданный праздник международный женский день 8 марта! В этот замечательный день принято дарить женщинам:цветы и подарки. Каждый ребенок...
Конкурсная работа «Умка»
В объединении «Умелые руки» разрабатываются различные формы взаимодействия с семьями. Одной из результативных форм работы с родителями являются конкурсы...