Оксана Лавриненко
Консультация для педагогов «Значение оригами в развитии мелкой моторики у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила Лавриненко О. А. воспитатель МДОУ д/с № 145 "Сказка", г. Краснодар 2021
Мы рождаем детей, чтобы их любить, воспитывать и готовить к самостоятельной жизни. Дошкольный возраст в жизни каждого ребенка – очень важный период для дальнейшего развития, особенно для детей с нарушением зрения, т. к. в этом возрасте у него должны сформироваться механизмы адаптации, которые позволяют ему приспособиться к беспрепятственному функционированию в окружающем его мире без зрительного контроля.
Публикация «Консультация для педагогов „Значение оригами в развитии мелкой моторики у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности моторики рук, отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму.
Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. Но осязание может стать эффективным средством познания окружающего мира только при тренировке пальцев и ладоней рук. Поэтому развитие мелкой моторики и осязания имеет большое значение для детей с нарушением зрения.
Исследования по развитию осязания и мелкой моторики проводились многими учёными, психологами и педагогами такими как : М. М. Рузская, Т. О. Гиневская, С. Г. Якобсон, В. А. Сухомлинский, М. Монтессори, Л. А. Шифрман, Л. В. Егорова, М. И. Земцова, А. В. Запорожец, С. М. Хорошо, Л. И. Солнцева, А. И. Каплан, Б. Ф. ломов, М. Н. Волокитина, М. П. Денисов, Линг, Веккер Фокельт, Р. С. Персон, и другие… И все они показали, что тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, даёт возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.
Овладение приёмами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.
Развитие мелкой моторики и осязания происходит в различных видах деятельности:
Предметно-практической деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, занятия с бумагой, крупой, нитками, природным материалом);
Графические работы;
Проведение пальчиковых игр, массажа.
Все виды мышления и воображения подкрепляются складыванием фигурок из бумаги – оригами, что, по мнению японских специалистов, снимает избыточное нервное напряжение, улучшает память, внимание, речь, усидчивость, целеустремлённость, интерес к учёбе.
Оригами, как способ создания из бумаги разнообразных поделок, зародилось в Японии более 1000 лет назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего неизвестно. Основным, а по классической технологии складывания и единственным материалом для создания оригами является бумага. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Так что же дает ребенку оригами?
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Использовать все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами, я решила через систематические занятия с детьми.
Начинается знакомство с техникой поначалу просто. Многие фигурки, известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – это базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы “воздушный змей”, а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы - “двойного треугольника”.
Поделки для детей 4-5 лет основаны на одной базовой форме “треугольник”.
Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм:
o “треугольник”;
o “двойной треугольник”;
o “конверт”;
o “воздушный змей”.
В 6-7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы:
o “рыба”;
o “двойной квадрат”.
Очень важно научить детей правильно складывать базовые формы. Это умение — залог успеха в достижении результата.
Обучение складыванию базовых форм провожу индивидуально, чтобы быть уверенной в том, что ребенок научился делать их правильно.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на деятельность, я использую в своей работе произведения художественной литературы, аудио- и видеозаписи, иллюстрации. Материал располагаю по возрастам. Для каждого возраста предлагаю несколько занятий с учетом степени сложности. Прежде чем перейти от одного изделия к другому, уточняю, хорошо ли ребенок овладел тем или иным приемом складывания, научился ли складывать игрушку от начала до конца самостоятельно.
В проведении занятий мне помогает сказочный персонаж, чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результата.
Возможных вариантов тематического планирования великое множество, каждый может составить свой, в зависимости от способностей детей, от скорости усвоения материала. Главное в выборе – помнить базовое правило – «От простого к сложному».