Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада»

Юлия Соловьева
Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада»

Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада.

С самого начала существования детских дошкольных учреждений стоит проблема адаптации ребенка к условиям детского сада. С этим приходится сталкиваться практически каждой семье при поступлении ребенка в ДОУ. Адаптация к условиям детского сада – это не только привыкание к новым условиям, к новым людям, новым требованиям, но и формирование новых навыков. Данный процесс часто происходит с напряжением физических, психических сил организма маленького ребенка.И это неудивительно: ведь в привычную жизнь малыша с приходом в детский сад входят определенные изменения. Это отсутствие близких людей рядом, четкий режим дня, который не всегда соблюдается дома, постоянный контакт со сверстниками, требования со стороны незнакомого взрослого, значительное уменьшение персонального внимания. Все это может привести ребенка в состояние стресса. При этом отмечаются такие реакции, как крик, плач, отказ от игр, от еды, нарушения сна. Ребенок может испытывать негативные чувства (страх, гнев, постоянно звать маму, подбегать к двери, никого к себе не подпускать. Нередко появляются насморк, кашель, тошнота, боли в животе, поднимается температура и т. д. Причина этих негативных проявлений – еще неокрепшая нервная система ребенка, маленький жизненный опыт. Малыш в этом возрасте постигает окружающий мир не посредством слова, а на эмоционально-чувственном уровне. Вот почему дети испытывают такие глубокие переживания от разлуки с мамой и привычной обстановкой, и никакие увещевания о том, что в саду хорошо, а мама скоро вернется, почти не действуют на ребенка.

Существует три степени адаптации легкая, средняя и тяжелая. При легкой степени адаптационный период составляет примерно 3-4 недели. Как правило, негативные изменения в поведении ребенка кратковременны. Малыш спокойно входит в групповую комнату, осматривается вокруг. Когда к нему обращается воспитатель, то он смотрит ему в глаза. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители. Настроение у малыша спокойное или даже бодрое, мимика выразительная, эмоции легко распознаваемы. Ребёнок придерживается установленных в группе правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним, не проявляет агрессии.

При средней степени адаптации в течение целого месяца настроение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней. Ребенок вступает в контакт в процессе наблюдения за привлекательными действиями воспитателя, через телесный контакт. На замечания о одобрение ребенок реагирует адекватно, иногда может нарушать установленные в группе правила и нормы поведения. В период адаптации может заболеть, но болезнь, как правило, протекает без осложнений.

При тяжелой степени адаптации у ребенка значительно изменяется настроение, сон, аппетит, возможен нервный срав. Он не идет на контакт, встревожен, замкнут, не играет. На замечание или похвалу воспитателя остается безучастным или реагирует неадекватно. Часто родителей такого малыша терзают сомнения, что их ребенок вообще сможет освоиться в детском саду. На фоне этих негативных проявлений могут проявится длительные заболевания.

Причинами тяжелой адаптации к детскому саду являются отсутствие режима дня, совпадающего с режимом дня ДОУ, неготовность самих родителей, отсутствие у ребенка опыта общения с незнакомыми людьми, неумение занять себя игрушкой, несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков, наличие своеобразных привычек (определенные вкусовые пристрастия, прием пищи через соску, укачивание на руках и т. д.).

Различают несколько периодов адаптации. Первый этап – подготовительный. Желательно начать его за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад. Основная цель данного этапа – сформировать у ребенка такие навыки, умения, привычки, которые помогут ему успешно адаптироваться к новым для него условиям. Необходимо приучать ребенка есть разнообразные блюда, в том числе запеканки, суфле, каши. Особое внимание следует уделить таким моментам, как способ кормления и укладывание спать. Ребенок должен принимать пищу сам, сидя за столом, засыпать сам в кроватке. Этому ребенка надо научить дома. Он должен уметь есть ложкой и пить из чашки, мыть руки, пользоваться платком, быть приучен к горшку и уметь на него попроситься. Также ребенка необходимо научить самостоятельно или с небольшой помощью взрослых одеваться и раздеваться, попросить о помощи. Полученные еще в домашней обстановке умения занять себя игрушками помогут ему отвлечься от переживаний, связанных с разлукой с матерью.

Задолго до прихода ребенка в детскийсад необходимо готовить малыша к общению с чужими незнакомыми взрослыми и детьми: ходить в гости и на детские праздники, на детские площадки, в парки и учреждения, развивать умение налаживать контакты с другими детьми, обучать «волшебным словам»общения: «Как тебя зовут?», «Во что ты играешь?», «Смотри, что у меня есть!», «Давай играть вместе!». Можно оставлять его дома с другими родственниками. Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.

Можно предложить родителям побывать с ребенком на площадке детского сада, особенно в вечернее время, когда ребенок может видеть, как родители забирают детей домой.

Еще за месяц - два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который установлен в ДОУ. То есть 7.00-7.30 — подъем, 8.30-9.00 завтрак, 10.30-11.30 — прогулка, 12.00 — обед, 12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник. В адаптационный период режим дня нужно соблюдать с особой тщательностью. Нельзя отступать от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.

Следующий этап адаптации – основной. Одной из основных задач этого периода – создание у ребенка положительного образа воспитателя. Он должен видеть и чувствовать, что у мамы с воспитателем доброжелательные, доверительные отношения. В этот период воспитатель должен получить от родителей полную информацию о ребенке (привычки, вкусовые пристрастия, любимая игрушка, как его ласково называют дома и т. д.). Это поможет воспитателю понять ребенка и установить с ним контакт, отвлечь его от переживаний.

Приводя ребенка в детский сад, не стоит с ним долго прощаться в раздевалке, показывая тем самым свою неуверенность и беспокойство.В данном случае уместна поговорка: «Долгие проводы – лишние слёзы». Необходимо мягко, но коротко расставаться с ребенком, можно перевести его внимание на что-нибудь интересное в группе. Некоторые психологи советуют придумать ритуал прощания (поцеловать, погладить по голове, спинке, послать воздушный поцелуй, потереться носиками и т. п.).

Не рекомендуется сразу оставлять ребёнка на целый день, даже если в его поведении не наблюдаются негативных изменений. В первый день время пребывания ребенка в группе должно ограничиться одним - двумя часами, а затем в зависимости от состояния и поведения ребёнка время постепенно увеличивается (до прогулки, до обеда).

Категорически нельзя наказывать ребенка за негативные изменения в поведении (капризы, энурез отказ от еды и т. д.)в период адаптации. Эти проявления является результатом перенапряжения нервной системы в данный период, а вовсе не упрямства или проявлением плохого поведения или характера ребенка. Не стоит дома или в гостях заводить разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

Собираясь с утра в детский сад, необходимо проговаривать ребёнку, что он будет делать там в течение дня («Сейчас мы будем умываться, позавтракаем и потом пойдём в детский сад. Там ты поиграешь с детками, погуляешь на участке, пообедаешь, поспишь, а потом я за тобой приду и мы вместе пойдем домой»).

В период адаптации крайне нежелательны любые нововведения (отучение от соски, переезд, ремонт в доме и т. д.). Необходимо сохранять дома спокойную обстановку.

Если ребенок в течение некоторого времени при приходе в детский сад очень тяжело расстается с мамой, нужно сменить того, кто приводит ребенка в детский сад (чаще папа, бабушка, дедушка, иногда тети или дяди, старшие братья или сестры). Это часто приводит к положительному эффекту.

На заключительном этапе адаптации ребенка оставляют на сон. Наблюдения показывают, что в процессе привыкания к условиям детского сада у него, аппетит, сначала нормализуется настроение и самочувствие, аппетит и только потом – сон. В течение двух недель после того, как начали оставлять малыша в детском саду, не рекомендуется приходить за ним поздно и оставлять на полный день, так как для него это пока тяжело.

Адаптационный период считается законченным,если:

• Малыш играет и эмоционально общается с окружающими, весело говорит о времени, проведенном в детском саду, пересказывает события, случившиеся в группе.

• У ребенка хороший аппетит;

• Нормальный сон;

И последнее. Очень важным условием, облегчающем ребенку адаптацию к новым условиям, является выработка единых требований к его поведению, согласование воздействий на него дома и у в дошкольном учреждении.

Публикации по теме:

Использование режимных моментов в целях лучшей адаптации детей первой младшей группы к условиям детского сада Актуальность проблемы адаптации. Дети - очаровательные существа. Наблюдать за ними одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут.

Картотека игр первой младшей группы для успешной адаптации к условиям детского сада Картотека игр для детей первой младшей группы (для успешной адаптации к условиям детского сада) “Доброе утро” Задачи: • создание положительного.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация ребёнка к условиям детского сада Поступление ребёнка в детский сад – один из сложных периодов в жизни маленького ребёнка. Это.

Консультация для родителей «Что такое-адаптация к условиям детского сада» Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством,.

Консультация для родителей. Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада Адаптация детей с ОВЗ к условиям детского сада. Поступление ребёнка в дошкольное учреждение – сложный процесс как для самого ребенка, так.

Консультация для родителей «Адаптация ребёнка к условиям детского сада» Адаптация – от латинского «приспособляю» - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом,.

Консультация для родителей «Как помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада» Уважаемые педагоги, предлагаю Вашему вниманию консультацию для будущих воспитанников детских садов. «Как помочь ребенку легче адаптироваться.

Консультация для родителей «Особенности адаптации детей с ОВЗ к условиям детского сада». Цель: развитие психологической компетентности родителей детей с ОВЗ в вопросах успешной адаптации ребенка в ДОУ. Ход: Воспитывать и обучать.

Консультация для родителей первой младшей группы. Адаптация детей к условиям детского сада При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Адаптация — это сложный процесс приспособления.

Памятка для родителей «Адаптация ребенка к условиям детского сада» Наиболее благоприятный возраст для адаптации • для девочек – 2 года • для мальчиков – 2,5 года (мальчики привязаны к матери сильнее чем.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние животные
Автор публикации:
Консультация для родителей первой младшей группы «Особенности адаптации ребенка к условиям детского сада»
Опубликовано: 26 марта 2018 в 11:29
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Конспект прогулки «Наблюдение за погодой зимой»
Цель прогулки:Расширять представления о явлениях неживой природы, о погодных явлениях в зимний период;учить сравнивать, рассуждать; прививать интерес к...
Пластилинография «Варежки» во второй младшей группе
«Художественно-эстетическое развитие» ( пластилинография. Возрастная группа – вторая младшая ( 3 - 4 года. «Варежки» Тип занятия : интегрированная...
Познавательно-исследовательская деятельность в младшей группе
Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте,...