Юлия Максакова
Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №31 «Журавлик»
«Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка».
Составил:
Воспитатель
Максакова Ю. Н.
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Пальчиковая гимнастика и игры. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Вырастить здорового ребенка – это главная задача родителей и сотрудников детского сада.
Для решения данной задачи в детских садах используется система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Здоровью детей уделялось особое внимание во все времена. Жан-Жак Руссо отмечал: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении!»
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела.
Необходимо помнить, что пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно и после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).
Дети от года до двух хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот домик.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения и успокаивают.
Правила пальчиковой игры :
1. Стараться, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые).
2. Обязательно чередовать три типа движений:
- сжатие;
- растяжение;
- расслабление.
Способы активизации пальцев :
- Рвать газету, бумагу (следить, чтоб в рот не попадали кусочки бумаги).
- Нанизывать на крепкую нитку крупные пуговицы, перебирать их.
- Игра с деревянными бусами, счетами, пирамидкой.
- Пальчиковый театр.
ЧЕЛОВЕЧЕК - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Мы капусту рубим».
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(изображаем рубящие движения топора, двигая прямыми ладошками рук вверх и вниз по столу)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(водим ребром ладошки по столу вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(пальчики собираются в щепотку и «солят» капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(кулачки энергично сжимаются и разжимаются)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правая ручка сжимается в кулачок и двигается вверх-вниз вдоль левой прямой ладошки, имитируя терку)
МЫШКА.
Мышка в норку пробралась, (Делать двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачивать скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делать пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Приложить ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
ДОМ.
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Таким образом, результатами использования пальчиковой гимнастики детьми раннего дошкольного возраста являются:
— снижение уровня заболеваемости;
— повышение уровня речевого развития и развития высших психических функций;
— повышение уровня развития творческих способностей;
— стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
Заключение:
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Достичь хороших результатов в своей работе мне позволило использование разнообразных форм работы с родителями - это :
- индивидуальные беседы;
- консультации для родителей, на которых объяснялось, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков – машинки, конструкторы, у девочек – куклы;
- консультации «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», «Пальчиковая гимнастика»;
- изготовление книжки - раздвижки «Пальчиковые игры», которые обновляются по мере разучивания.
Литература:
1. Карасюк Н. Н. Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников : практикум для родителей / // Дошкольная педагогика N 1. - С. 63-67.
2. Галянт И. Пальчиковые игры //Дошкольное воспитание. – 2011. -№1. – С. 50-53.