Лариса Добровольская
Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка хорошую привычку»
▼ Скачать + Заказать документы
«Как воспитать у ребенка хорошую привычку.»
Как часто бывает: учишь-учишь малыша чистить зубы утром и вечером, а он, стоит вам на минутку отойти, только то и сделает, что зубную щетку намочит. Приучаешь мыть руки перед едой с самого детства, а напоминать об этом приходится и первокласснику, и пятикласснику.
Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать у ребенка хорошую привычку“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Привычки. Полезные и вредные
- Темочки
Привычка – это потребность осуществлять определенные действия именно так, а не иначе. Если ребенок знает, что нужно делать - это не значит, что у него выработается привычка это «что-то» делать. Например, ребенок знает, зачем чистят зубы или моют руки перед едой, умеет это делать, но «забывает». Как же быть?
Давайте для начала разберемся, когда появляются привычки и когда их необходимо формировать.
Когда возникают привычки?
Первые привычки возникают еще в раннем детстве на основе новых знаний. Научился малыш сам одеваться и раздеваться – можно формировать привычку аккуратно складывать свою одежду. Научился ребенок хорошо читать – можно развить привычку читать каждый день. Пошел ребенок в школу – возникает привычка складывать портфель вечером. Итак, привычки формируются тогда, когда у ребенка появляется новый вид деятельности (новые обязанности, новые умения или новые вещи.
Воспитание хороших привычек связано с возникновением плохих привычек. Не сформируют родители хорошую привычку – на ее месте сама по себе возникнет плохая привычка (не приучили, например, малыша собирать свои игрушки – значит у него появится привычка их раскидывать). Хорошую привычку воспитать значительно легче, чем потом исправить плохую.
Как развить хорошую привычку?
В 3-4 года дети, как правило, уже умеют сами умываться, чистить зубы. Итак, самое время приучать ребенка делать это тщательно и каждый день, заранее объяснив, зачем это необходимо сделать. «С человеком, у которого желтые зубы и черные ногти, неприятно разговаривать, - говорят родители малышу. – А еще, грязнули часто болеют и должны ходить к зубному врачу, потому что у грязнули размножаются микробы и заражают человека опасными болезнями». Для детей такие объяснения будут достаточно убедительными, и они будут стараться выполнять необходимые гигиенические процедуры. Родители должны дарить детям похвалу, когда те начинают стараться: «Молодец, у тебя хорошо выходит!» или «Умничка! Ты стала такой чистюлькой»
Для того, чтобы умение (а пока что это умение) превратилось в привычку, родители должны взять на контроль: не делать за детей то, что они уже умеют сами, не пускать за стол с грязными руками, не включать мультики, пока не сложена одежда. В таких условиях хорошая полезная привычка быстро станет необходимостью малыша.
Бывает и такое: малыш уже научился сам одеваться-раздеваться, чистить зубы, мыть руки – как тут приезжает бабушки, и ей хочется побаловать своего малыша. И начинает: одевать, разувать, потакать прихотям, позволяет кушать в кровати. Как правило, после этого бабушка уезжает – а родителям приходится восстанавливать так быстро потерянную привычку, которую сломала бабушкина любовь.
Наследование взрослых.
Привычка легко формируется, когда ребенок наследует взрослых (родителей, воспитателей, учителей). Если ребенок видит, как вы сами, приходя с работы, кидаете свои вещи где попало, то вам, скорее всего не удастся приучить ребенка складывать вещи на одно место. Какой пример – такая привычка.
Важно, что бы родители работали в присутствии ребенка, приобщали его к труду, просили помочь им. Всячески старайтесь поощрять помощь детей, но не забудьте, что задания должны быть посильными для исполнения ребенком. Это может быть просьба: разложить столовые приборы перед едой, поставить хлеб, разлить чай. Своими просьбами вы однозначно повысите самооценку ребенка, ведь малышу хочется чувствовать свою важность для семьи.
Дошкольники легко осваивают правила культурного поведения, если, конечно, родители показывают пример такого поведения, объясняют его значение. Тогда дети быстро учатся здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и т. д. То же самое касается и правил поведения на улице. Если вы увидите, что мама с ребенком перебегают улицу на красный свет светофора или в непозволенном месте – обязательно обратите внимание своего малыша, что это неправильно, что это может привести к беде. Сами показывайте пример, как необходимо соблюдать правила дорожного движения, Объясните ребенку, что переходить на красный свет – это очень плохая и опасная привычка!
И еще один поучительный случай. Мама одного мальчика увидела из окна, что он с товарищем раскрашивает мелом стену соседнего дома. Она позвала сына домой, дала ему ведро с водой и тряпку и заставила смыть «рисование» со стены. Мальчик навсегда освоил, что раскрашивать стены и заборы нельзя.
Повторения и правила
Взрослые должны день ото дня терпеливо повторять с ребенком определенное действие (например, учить чистить зубы, не изменяя установленных раньше правил. Желательно, чтобы выполнение действий и соблюдение правил сопровождались небольшой игрой.
Проходит время – и дети, особенно в подростковом возрасте, могут потерять свою давно укоренившуюся привычку. Год назад он собирал портфель с вечера – а в старших классах – перестал этого делать. Психологи утверждают – что это закономерно в таком возрасте – подросткам свойственно протестовать против авторитетов и сложившихся истин. Пройдет время, год-два и закрепившиеся в детстве привычки – обязательно вернутся.
Предупреждаем плохие привычки.
Иногда родители сами нехотя создают плохие привычки, вместо того, чтобы их избежать. Например, ребенок плачет в магазине, требуя купить ему игрушку. Мама, чтоб успокоить ребенка, покупает. В следующий раз, когда мама и дальше будет потакать истерикам ребенка, он будет добивать того, что ему необходимо. Родители не понимают, что сила привычки – очень сильная. Балованных детей очень сложно перевоспитать в будущем, поэтому старайтесь не допускать этого с первых дней жизни.
Процесс исправления плохих привычек может превратить жизнь родителей и детей в ад, если родители каждую минуту повторяют: «Собери свои вещи», «Помой обувь», «Сделай тише звук». Родители нервничают, ребенок злится, отношения портятся. Поэтому искоренение плохих привычек требует от родителей еще большего терпения.
«Хорошие привычки – это хорошее воспитание», - сказал когда-то древнегреческий философ Платон.
Задание родителей – вырастить воспитанного человека, который будет поступать хорошо и правильно, независимо от того, кто рядом в этот момент – мама, бабушка, учитель.