Ольга Сидорова
Консультация для родителей «Трудовое воспитание в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
«Трудовое воспитание в семье»
«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры».
А. С. Макаренко.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в труде организовывается так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.
Публикация «Консультация для родителей „Трудовое воспитание в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Труд развивает умственные способности ребенка: его сообразительность, творческую смекалку.
Вспомним пословицы о труде и отношении людей к труду :
«Праздность - мать всех пороков»,
«Ничего не делая, люди учатся делать дурное»,
«Труд делает заботы незаметными».
Много высказывании о труде можно найти в произведениях классиков литературы :
«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай». - А. П. Чехов.
«Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство». –
Л. Н. Толстой.
Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, ребенок часто переключается на игру - играет водой во время умывания, обыгрывает трудовые действия и т. д.
В процессе труда ребенок приобретает трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки как, например, у токаря или слесаря. Дети младшего дошкольного возраста не могут самостоятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельности (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т. п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание – своего рода открытие ребенком личных возможностей. Оно побуждает малыша к самостоятельным действиям «Я сам», помогает ребенку становиться независимым от взрослого.
У маленького ребенка все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед ребенком цель и помогает ее реализовывать. Одним из видов труда является самообслуживание - это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя : одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры.
Дома родители показывают способы выполнения действий: как нужно держать колготки, платье, чтобы их было удобно надевать. Показ должен быть поэтапным, с объяснением. Нельзя просто сказать ребенку: «Вот колготки, возьми их вот так и надевай».
Для малыша трудно все : и взять, и растянуть резинку, и вставить ноги не в один чулок, а в два. На первых порах взрослый помогает на каждом этапе, а со временем постепенно уменьшает долю своей помощи, поддержки, подсказки.
Иногда можно разрешать ребенку ошибаться, чтобы потом вместе проанализировать причины ошибки. Очень важно, чтобы взрослый был терпелив, не сердился на малыша за повторяющиеся промахи. Значит, он плохо объяснил, не увидел, что осталось для малыша
непонятным. Очень важно хвалить ребенка за каждую даже самую маленькую удачу на таком трудном для него пути освоения трудовых умений. Труд всегда должен быть для малыша радостью достижений, а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. В результате возникает конфликт, в котором, по сути, виноват взрослый. Иногда, даже если малыш уже научился какому-то действию, можно «побаловать» его: «Давай сегодня я надену на тебя
платье, как будто ты у меня маленькая». Нужно отметить, что в тех случаях, когда формирование навыков самообслуживания осуществляется успешно, дети, как правило, отказываются от помощи. Им нравится делать все «как большие», и помощь взрослого их обижает. Следует показывать ребенку правильные приемы, знакомить с «маленькими секретами», облегчающими выполнение тех или иных действий :застегивать пуговицы на рубашке лучше снизу, а не сверху, тогда можно контролировать, что ты делаешь, видеть последнюю пуговицу и последнюю петлю и соединять их.
Когда дети наблюдают за взрослым, у них появляется желание
подражать и делать все «как мама» : мыть посуду, подметать, стирать. Никогда не стоит отказывать ребенку. И хотя вначале его действия мало похожи на трудовые, но участие в труде взрослого делает их привлекательными для малыша. Трудовыми эти действия
становятся, когда ребенок прилагает усилия и добивается какого-то результата.
Хозяйственно-бытовой труд детей представляет собой
помощь взрослому : протирание мебели, расстановка игрушек, мытьё мелких предметов, уборке снега на площадке, украшение комнаты и т. п. В процессе такого труда родитель формирует у ребёнка умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важна положительная оценка- похвала.
Ещё один вид труда- ручной и художественный труд. Можно привлекать и малыша, но при этом участие взрослого обязательно. И хотя активность детей этого возраста минимальна, но приобщение к
такому интересному труду очень полезно. Малыш видит, как в руках родителя простая палочка вдруг превращается в куклу, а шарик - в голову смешного клоуна. Это «волшебство» завораживает детей, восхищает и побуждает к собственной деятельности.
Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям.
Они с удовольствием откликаются на просьбы взрослого: «Положи ложку сюда», «Давай поищем твои тапочки. Вот они, возьми их, будем надевать». Дома родители могут привлекать малыша к элементарному хозяйственно-бытовому труду через отдельные
поручения. Мама или папа не только просит ребенка что-то сделать, но сразу же при необходимости дает совет, как, каким способом лучше выполнить поручение: «Поддержи лейку другой рукой, чтобы вода не выливалась. Молодец. А теперь немного нагнись над грядкой, чтобы не испачкаться, и поливай эти красивые цветы. Они тебе скажут спасибо, когда попьют водички». В этом примере заключены и поручение, и объяснение способа, и, что очень важно для малышей, поэтапная положительная оценка. Как правило, маленькие дети с удовольствием берутся за любое дело. Их «трудовые интересы» пока еще не сформировались. Поэтому их легко привлекать к труду. Нужно только, чтобы поручения были доступными и понятными по мотиву и способу выполнения. Сами родители должны браться за любую работу с желанием, старанием и ответственностью, являясь для детей хорошим примером.
• Учите ребенка доводить начатую им работу до конца.
• Не торопите и не подгоняйте малыша.
• Умейте ждать, пока он завершит работу сам.
Параллельно с трудовым воспитанием необходимо воспитывать уважение к труду взрослых, к бережному отношению его результатам.