Татьяна Ковальцова
Консультация для родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.
Воспитание процесс длительный, непрерывный и очень сложный. Он немного сложней, чем процесс обучения. Успех дела во много зависит от того, какие взаимоотношения сложились в семье между ребенком и детьми.
Каждый, кто воспитывает ребенка, знает, что с помощью поощрения можно научить малыша осмыслить и оценить свой поступок, помочь ему отличить хорошее от дурного. Дети дошкольного возраста особенно восприимчивы к поощрениям.
Поощрение – один из методов корректировки детского поведения, поддерживает, усиливает положительные способы поведения, активирует их проявление.
Публикация «Консультация для родителей,» размещена в разделах
Но применяя поощрение, нужно соблюдать чувство меры. Если ребенка хвалят за каждый поступок, то этот метод воспитания теряет свой смысл и силу. Особенно снижает воспитательный эффект этого метода незаслуженное одобрение. Вместе с тем выразительный жест, улыбка, доброе слово, высказанное вовремя, к месту и умело, все это сильнее средства морального воздействия на ребенка: медлительный старается стать проворным, шалунишка – оправдать доброе мнение о себе.
Главное поощрять ребенка необходимо за действительные успехи в поведении, в учебе, в выполнение трудовых дел.
Наказание – сложный и трудный метод воспитания: оно требует огромного такта, терпения и осторожности. Если наказание помогает малышу осознать свою вину и не унижает его человеческого достоинства, а наоборот, поднимает чувство ответственности за свои действия, то в этом случае оно педагогически оправдано и допустимо.
Какие же наказания педагогически допустимы?
1. Отрицательная оценка определенных действий и поступков ребенка: укоризненный взгляд, короткое замечание, упрек.
2. Временное изменение обычно теплого отношения на более холодное, официальное: лишение ласки, к которой привык.
3. Временное запрещение заниматься любимым делом. Например, отказаться от предлагаемой помощи, запрещение общения с любимым товарищем.
4. Отмена или отсрочка исполнения обещания, отказ выполнить просьбу.
5. Предупреждение ребенка о том, что если поступок повторится, то о нем придется рассказать папе, маме.
6. Метод естественных последствий (насорил – убери, разлил воду – вытри, оторвал пуговицу – пришей).
Но в практике семейного наказания некоторые родители используют и такие методы, которые наносят серьезный урон становлению детской психики.
Во – первых, нельзя наказывать детей трудом, следствием которого является возникновение у ребят отрицательного отношения к труду.
Во – вторых, недопустимо использовать запугивание и угрозы: «Отдам Бабе-Яге», «Выброшу на улицу».
В – третьих, недопустимы все виды телесных наказаний, вплоть до самых мягких шлепков и «ласковых подзатыльников».
Вред физических наказаний прежде всего в том, что применение их ведет к перевозбуждению нервной системы, калечит ребенка духовно, превращает его в озлобленного и апатичного человек, порождает в детях страх, трусость, лживость.
Детские шалости разнообразны. Их можно разделить на 4 группы:
1. Поступки невольные, которые совершаются детьми в силу неведенья, отсутствия житейского опыта или необходимых полезных привычек.
2. Поступки – шалости, которые являются вариантом игры.
3. Поступки, вызванные характерными признаками переутомления ребенка, перевозбуждения нервной системы. Виноваты в этом чаще всего бывают родители, так как не организовали интересную деятельность самого ребенка.
4. Наказание допустимо за преднамеренные поступки, когда ребенок сознательно игнорирует разумные требования отца и матери, когда игнорируются общепринятые нормы поведения.
Использование поощрений и наказаний основывается на одном из ведущих принципов нравственного воспитания – уважения к личности ребенка в состоянии с разумной требовательностью к нему. В воспитании не должно быть места необдуманным запретам.
Успехов вам уважаемые родители!