МААМ-картинки

Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Быкова Елена Михайловна
Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

«Воспитание будущего читателя,

или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают другие источники информации: ТВ, видео продукцию компьютер; дети словно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много, а книга только один из них, но не следует забывать: очень важный.

Публикация «Консультация для родителей „Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам“» размещена в разделах

С одной стороны, телевидение побуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст; с другой стороны, ребёнок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается от чтения книги. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. ТВ приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.

Книга же даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творчество и умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить ребёнка любить книгу.

Зачем же читать?

-Благодаря чтению развивается речь ребёнка и его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

-Чтение развивает мышление, книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.

-Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит ребёнка мыслить образами.

-Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.

Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания. Близости, доверительности. Книга объединяет поколения.

-Чтение самое доступное и полезное занятие для развития ребёнка.

Кто же вводит ребёнка в мир книги? Прежде всего родители, детский сад и библиотека. И всё же со своей первой книгой ребёнок встречается дома, сидя на коленях у мамы. И это абсолютно «семейное» дело. Всё начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему». Ранний возраст благодатное время для того, чтобы развить в своём ребёнке любовь к книге и чтению.

А как выбирать полезные и интересные книги для детей разного возраста?

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она должна быть лёгкой, чтобы у малыша хватило сил в любой момент достать её с полки. Прочность её обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой, чтобы ребёнок имел возможность «играть» с ней самостоятельно. В книге должны быть крупные, яркие картинки и немного отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы – чёткие и лаконичные.

Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата, ведь малыши часто пытаются грызть книгу.

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из дух-трёх слов. Малыши пока не представляют, как обращаться с новой игрушкой – всё может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страниц. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по своему их называть.

Следует легко пресекать небрежное отношение к книгам, попытки рассматривать их на полу.

Примерно с года можно читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать характерными жестами «Ладушки», «Сорока-сорока» и т. д.

Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам – приобретите азбуку. Стоить помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок слушает.

Многим детям нравятся книжки-игрушки, всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Не стоит увлекаться ими, ведь книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, то у ребёнка начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Постепенно книжки можно сделать самостоятельно, вместе с детьми – вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное, отношение к книге вообще.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Литературный репертуар отличается разнообразием: это и считалки, и загадки, басни, литературные сказки Л. Толстого, С. Михалкова, С. Маршака и т. д.

Старший дошкольный возраст называют «библиотечным» - интерес детей к книгам определённой тематики и жанра, за упорство в поисках понравившейся книги: былины, волшебные сказки, повести, стихи, рассказы: «Илья Муромец», «Василиса Прекрасная», К. Ушинский «Слепая лошадь», И. Куприн «Слон», стихи А. Пушкина и А. Блока, детские энциклопедии и т. д. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же он должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.

Таким образом. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве процесс долгий и трудный. Знакомя детей с книгой, иллюстрациями с раннего детства, у детей формируется интерес, представление о книге, как об особом предмете, к которому необходимо относиться бережно; развитие интереса к книжной иллюстрации, к книжной графике; внимательное и бережное отношение к книге, желание чаще общаться с ней. И если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешной, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг. Содержание текста не будет восприниматься, как развлечение или нудное занятие.

«…Отнимут всё: богатство, имидж,

Галдят при этом вразнобой,

И только книгу не отнимешь –

Что ты прочёл, навек с тобой…»

(«Известия» 2007 г.)

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Я сам!» Наши дети очень быстро растут, совсем недавно они лежали в коляске, и вот уже учатся разговаривать. И всё чаще мы слышим от них - Я сам.

Консультация для родителей «Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми» Тема:"Ориентировочное содержание занятий и бесед родителей с детьми". Математическое развитие ребенка в семье осуществляется под руководством.

Консультация для родителей «Обязанности и ответственность родителей в сфере образования» Обязанности и ответственность родителей в сфере образования. Ребенок до достижения 18 лет по законам РФ обязан находиться под контролем своих.

Консультация для родителей «Я сам» Консультация для родителей “Я сам” Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с.

Консультация для родителей «Личность родителей и развитие ребенка» (Жан-Жак руссо).:У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

Консультация для родителей «Общение родителей и детей» Консультация для родителей на тему: «Общение родителей и детей» Общение имеет большое значение для формирования психик, и развития, и становления.

Консультация для родителей по ПДД УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ВМЕСТЕ С НАМИ. Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах нашей страны быстро возрастают,.

Консультация для родителей «Воспитание любовью и уважением. Маленькие истории для наших родителей» Детству следует оказывать величайшее уважение. Ювенал В дошкольном возрасте ребёнок активно постигает особенности человеческих отношений.

Консультация для родителей «Роль родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка раннего возраста» Сегодня проблема развития эмоционально-волевой сферы дошкольника особенно актуальна. В наше время под воздействием ряда факторов у детей.

Консультация для родителей по ПДД Предисловие Ежегодно на дорогах России гибнут взрослые и дети, а также становятся инвалидами. В числе погибших есть и несовершеннолетние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»
Опубликовано: 1 января 2016 в 05:16
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД