Ирина Колмакова
Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
▼ Скачать + Заказать документы
«ПОЧЕМУ ВАЖНО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ?»
Подготовила: Ирина Сергеевна Колмакова, воспитатель ОЧУ ПМГ, 2016-2017 учебный год.
Сказка устно создавалась и передавалась из поколения в поколение. Сказка зарождалась на основе непосредственной импровизации, создатели и хранители сказок были самобытными народными златоустами. Они увлекали слушателей не только волшебной фабулой сказки, но и своим красноречием. За многовековое существование в сказке выработались и закрепились свои нормы живого речевого стиля. Так, в ней установилась своеобразная, оптимально удобная для запоминания и воспроизведения сказовая композиция с ее приступами, концовками и троекратными повторами. В сказке утвердилась и особая произносительная культура устной речи с ее ритмическими, рифмованными благозвучными выражениями.
Публикация «Консультация для родителей „Почему важно читать детям сказки?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Многие русские писатели, общественные деятели, деятели науки и искусства оставили свои воспоминания о нянях, бабушках-сказочницах, о своих впечатлениях от сказок.
«Няня близко познакомила меня с русскими сказками, и от них я не спал по ночам. Они были также главным импульсом к музыкальным импровизациям на фортепьяно в то время, когда я не имел еще понятия о самых элементарных правилах игры на фортепьяно», - писал М. П. Мусоргский в своей автобиографической записке.
Скульптор С. Т. Коненков оставил в своих воспоминаниях образ рассказчика из города Рославля и его замечательные сказки и присказки :
В некотором царстве, в некотором государстве,
А именно в том, в котором мы живем.
Было это в невстве, в королевстве
На ровном месте.
Это не сказка, а только присказка
От Брянска до Витебска,
А сказку буду говорить завтра после обеда, поевши мяса и хлеба,
Так вот жил в том царстве царь Додон, а у царя Додона дочка Алена…
Поэт И. В. Суриков передал свои воспоминания о бабушкиных сказках в известном стихотворении «Детство» :
Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой
И начну у бабки
Сказку я просить.
И начнет мне бабка
Сказку говорить :
Как Иван-царевич
Птицу-Жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал…
А вот М. Ю. Лермонтов сожалеет об отсутствии такого верного друга ребенка как сказка в своем детстве : «Как жаль, что у меня была мамушка-немка, а не русская – я не слыхал сказок народных – в них верно больше поэзии, чем во всей французской словесности».
А. С. Пушкин в письме к брату пишет: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».
Воспитательная и образовательная сила сказок несомненна.
Ведь сказки более других произведений фольклора известны детям. Жизнеутверждающая идея сказок, их оптимизм вызывает у детей ответные чувства. Сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах-самолетах, в одну ночь строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей: крестьян, ремесленников. Это удивительное сочетание правды и вымысла особенно нравится детям. Сказки составляют для детей особый мир.
В процессе слушания сказок происходит и знакомство с родным языком. Слушая сказку, ребенок впитывает ее, постигая красоту языка.
В. А. Сухомлинский писал: «Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он на всю жизнь сохранил волнующее воспоминание об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка…».
Сказка создает и структуру интеллекта ребенка, устанавливает разного рода связи: «Я и другие», «Я и вещи», «вещи подлинные и выдуманные».
Сказка нужна ребенку для того, чтобы создать себе представление о пространстве («далеко - близко», о времени («давно – сейчас», «сначала - потом», «вчера – сегодня - завтра»). Традиционное начало сказки «жил – был когда-то» ничем не отличается от «это было тогда-то» подлинной истории, хотя мир сказки – и ребенок очень скоро это обнаруживает – иной, чем тот, в котором он живет. Сказка – это и средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру его окружающего.
Ребенок, которому с детства читают сказки, с большей вероятностью в будущем начнет увлекаться чтением книг, ведь с самого раннего возраста он будет погружен в прекрасный и чудесный мир, в мир литературы.