Консультация для родителей «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Елена Бабешкина
Консультация для родителей «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

Тема: Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого. Именно с близкими взрослыми ребёнок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Родители могут оказать огромное влияние на развитие языка ребёнка. Дети строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. По мнению В. С. Мухиной, подражая родителям и близким людям, ребёнок бессознательно перенимает стиль общения, который становиться его натурой. Обладающая речевой культурой семья формирует у ребёнка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своём ребёнке слепок своих недостатков в общении. (Максаков А. И, 1978.)

Чем же характеризуется состояние современной семьи

Социологи, педагоги, психологи (И. В. Бестужев-Лада, А В. Мудрик, И. С. Кон, Т. А. Маркова и др.) отмечают что современные семьи весьма разнообразны но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

-изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из двух поколений- родители и дети. Растёт число неполных семей (один из родителей отсутствует, число семей с одним ребёнком. Бабушки и дедушки как правило живут отдельно, а это не даёт возможности родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

-изменяются отношения внутри семьи, семейные роли. Отец перестаёт быть экономической главой современной семьи. На передний план выдвигается мать. Значимым становится авторитет личности родителя,а не родительской власти;

-семья испытывает трудности в реализации воспитательной функции. Выделяется группа педагогически несостоятельных семей. (Курдвановская Н. В, 2011.).

И на первое место здесь должен быть поставлен дефицит общения (количественная сторона общения). Родители, зачастую сами образованные, культурные развитые, сводят время общения со своим ребёнком к минимуму. К. В. Бардин считает что «если у вас есть ребёнок, то общение с ним должно быть поставлено на одно из первых мест если не самое первое, в кругу семейных обязанностей».(Бардин К. В, 1983.).

Вторым неблагоприятным для детей моментом, тяжело отражающимся как на их общем развитии так и на развитии речи в частности, являются конфликтные отношения в семье, особенно если они усугублены алкоголизмом родителей. Обстановка постоянного страха, подавленности, загнанности сопровождает всю жизнь ребёнка в такой семье. Жизнь такого ребёнка напоминает жизнь затравленного зверёныша. Его ещё неокрепшая психика попросту травмирована. Ни о каком развивающем влиянии родителей здесь не приходиться говорить. Более того в большинстве случаев оно выступает как подавляющий фактор.

Следующим моментом, тяжело сказывающемся на общем развитии речи ребёнка является неполноценность общения (качественная сторона общения). Общение может быть продолжительным по времени, так что о дефиците говорить тут вроде бы не приходиться, и в то же время до крайности обеднённым. Обеднённым либо в интеллектуальном, либо в эмоциональном плане. Либо нередко в обоих сразу.

Интеллектуальная обеднённость общения является обычно естественным следствием низкого уровня интеллектуальной жизни семьи. Качество общения напрямую зависит от образованности родителей. «Малообразованные» и «образованные», общаются со своими детьми на разных языках. У первых речь беднее, предложения суше грамматически не всегда правильны, преобладают формы настоящего времени. С её помощью трудно передавать сложные чувства, мысли, объяснять ребёнку причины явлений и поступков. Это так называемая речь с ограниченным кодом. Чем образованнее мать,тем шире она использует сложные языковые конструкции,распространённые предложения в разных временах. Это речь со сложным кодом. Такая мать если ей нужно утихомирить ребёнка, мешающего телефонному разговору, скажет: «Помолчи, пожалуйста, минутку. Мне надо поговорить по телефону». Тогда как на языке с ограниченным кодом это звучит как: «Замолчи!» Кроме того, если в доме нет книг, если ребёнок не видит кого-либо из членов семьи читающими, если при нём взрослые не обмениваются впечатлениями о прочитанном, если их интересы ограничены добыванием вещей и перемыванием «костей» соседям- значит, в семье низок общий интеллектуальный уровень, и уже в силу этого трудно ожидать интеллектуально полноценного общения с ребёнком. Словарный запас нормального ребёнка, приходящего в школу, обычно составляет 4-5 тысяч слов. Но попадаются семьи где мать, общаясь с ребёнком, обходиться двумя- тремя сотнями слов. Помимо бедности словарного запаса в чисто количественном отношении тут присутствует и качественная обеднённость: ребёнок не знает многие возможности слова, с которыми его развитые сверстники практически хорошо знакомы,- употребление слова в прямом и в переносном значении, эмоциональная окраска слова и т. д. С интеллектуальной неполноценностью общения тесно соседствует эмоциональная неполноценность. И опять-таки это, как правило, следствие убогости эмоциональной жизни семьи. В такой семье дети не привыкли ничему удивляться, ничему поражаться,потому что такое чувство как изумление чуждо взрослым. Они не в состоянии почувствовать юмор в словах другого человека, они не понимают комических положений, буквально воспринимают сказанные в шутку слова. Даже смеются эти дети редко-ведь они не приучены и не умеют видеть в вещах смешную сторону. И, между прочим, это не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. «Смех, - как справедливо указывал В. А. Сухомлинский,- один из каналов познания, одна из точек зрения, с которой перед человеком открывается мир в его многообразии. И если этот канал закрыт мысль не развивается полностью(Мухина В. С, 1999.).

Более того, в жизнь многих детей, начиная с первых лет жизни, прочно входит компьютер, телевизор. Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки мамины колыбельные песенки разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Однако это «безопасное» занятие таит в себе серьёзные опасности. И одно из них –отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития-дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают,их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всём мире. Как показали специальные исследования, в наше время 50% 4-летних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За последние время число речевых нарушений возросло более чем в 12 раз!

Такие основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей : дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудности интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченное использование в повседневной жизни компьютера и телевизора.

Учитывая данные факторы необходимо усовершенствовать отдельные стороны педагогической деятельности, а именно направить совместную деятельность воспитателей, учителя-логопеда, педагога психолога на повышение педагогической культуры семьи, воспитание супругов как родителей.

Методические рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Чтобы у ребёнка нормально шло общее развитие речи, необходимо, прежде всего, уйти от стандартных причин, ведущих к отставанию, от раздувания конфликтов в семье, от алкоголизма, от дефицита общения. Следует помнить, что родители, предоставляющие своим детям, расти, как трава в пол, скорее всего, как только дети пойдут в школу, столкнутся с фактом задержки развития.

Дети дошкольного возраста очень тянутся к общению со взрослыми и охотно идут на него. И это нужно всячески использовать в интересах общего развития.

Необходимо обеспечить, чтобы общение со взрослыми было полноценным как в количественном отношении (в смысле уделяемого времени,так и в качественном отношении (в интеллектуальном и эмоциональном смысле). Правильно поступают те взрослые – не только родители, но и другие члены семьи (бабушки и дедушки, старшие братья и сёстры и т. д., - которые основное внимание уделяют повседневному общению с ребёнком. Они рассказывают ребёнку много интересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки, разъясняют разные природные явления, обращающие на себя внимание. Дома они вместе проговаривают то, что видели на прогулке, - это легко делается под предлогом рассказа другим членам семьи, но те, естественно, должны проявлять при этом полную заинтересованность. Всем этим они способствуют расширению кругозора малыша, развитию пытливости и любознательности.

Всё внимание, неустанные старания родителей должны быть направлены на то,чтобы дети слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с детьми надо обыкновенным, правильным языком, но языком простым и главное говорить медленно, ясно и громко. Взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота достигнут своих величин лишь в подростковом возрасте, а в 5-6 лет тоны и звуки ребёнок воспринимает хуже, чем слова. Поэтому взрослые не только должны следить за своей речью (не «глотать» окончания, чётко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи, но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ребёнку. В процессе общения необходимо помогать ребёнку овладевать речью, ненавязчиво поправлять его, если он неправильно произносит слово или неверно строит фразу, причём, как правило, делать это по ходу разговора так, чтобы поправка не прерывала общения (то, что у психологов называется коммуникативной коррекцией). В итоге к шести – семилетнему возрасту. Ребёнок уже будет располагать солидным словарным запасом (порядка 4-5 тысяч слов) и практически освоит грамматический строй родного языка.

Таким образом, для развития речи ребёнка достаточно традиционных, испокон веку принятых форм общения,- разговор и рассказ, игра, чтение книжек и т. д. Дело состоит не в том, чтобы использовать какие то новые, специально придуманные развивающие формы общения, а в том, чтобы полноценно использовать то, что хорошо известно.

Для ребёнка самый мощный источник знаний, это его родители, поэтому он и засыпает их вопросами. Родители должны быть рады бесконечным «как?», «почему?», «зачем?» -это значит, ребёнок исследует мир. Ответы на вопросы – прекрасная возможность укрепить авторитет «Всезнающего» и самого умного. Важно что бы ответ взрослого не был намеренно ложным или же чтобы ребёнок не получил ответ: «Какие дурацкие вопросы!». Иногда не удаётся ответить так, чтобы ребёнку было понятно. В этих случаях стоит сослаться на сходное явление, которое ему уже известно.

Далее, необходимо особенно внимательно относиться к периодам длительной болезни у ребёнка. Помнить, что на время такой болезни развитие заметно притормаживается (а иногда даже наблюдаются случаи регресса) и по выходе из болезни ребёнок нуждается в повышенном внимании старших, чтобы процесс развития набрал свой нормальный темп.

Наконец следует помнить,что если отставание в развитии речи сделалось свершившимся фактом, то оно вполне преодолимо. Первое что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью – это провести комплексное обследование у детского невролога, психиатра, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога. Главное при этом не занимать пассивной позиции в надежде, что всё образуется само собой, и не складывать руки, если ваши усилия не приносят немедленных успехов.

При этом не забываем про пальчиковую гимнастику. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику ребёнка, мы стимулируем развитие его речи. Лучше всего лепить из пластилина, складывать пирамидки, нанизывать кольца на палочки, шнуровать шнурки, нанизывать пуговицы, играть в конструктор, складывать мозаику, рисовать и т. п.

Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребёнок освоил традиционные виды детской деятельности – рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И, главное – когда он научится играть самостоятельно в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и пр.) и научится отличать игру от реальности. Просмотр мультфильмов для маленьких детей должен быть строго дозирован. При этом родители должны помогать малышам осмысливать происходящее на экране события и сопереживать героям фильма. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет, когда дети уже готовы к её использованию по назначению, когда экран будет для них именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не главным воспитателем.

Одной из самых распространённых ошибок в умственном воспитании детей старшего дошкольного возраста, которая встречается главным образом в интеллигентных семьях, является переоценка значения чисто словесной стороны развития: беглость речи, знание наизусть множество стихов. Однако нередко за развитой речью скрывается недостаточность практического знакомства с миром, неумение самостоятельно думать, решать мыслительные задачи. Ребёнок который с умным видом повторяет рассуждения взрослых, часто производит впечатление и в самом деле умного. Однако психологи называют таких детей вербальными, т. е. словесными. Их мнимая учёность исчезает, как только оказывается необходимым решить самую простую задачку, которая не решалась раньше, найти самостоятельно ответ на новый вопрос.

Таким образом, представленные рекомендации помогут родителям добиться не формального, а подлинного развития речи ребёнка и тем самым подвести его к порогу школьного обучения.

Правильное содействие развитию речи ребёнка – это самое ценное, что родители могут предложить ребёнку.

Библиографический список.

1. Бардин К. В. Подготовка ребёнка к школе (психологические аспекты). М.: Знание, 1983.- 96с.

2. Безруких М. М., Ефимова С. П. ,Князева М. Г. Как подготовить ребёнка к школе и по какой программе учиться? М.: «Новая школа».-1993-154с

3. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа. -М.:Знание,1994.-240с.

4. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Ступени общения от года до семи лет. - М.: Просвещение,1992.-141с.

5. Курдвановская Н. В. Планирование работы логопеда с детьми 5 - 7 лет. – Волгоград.: Учитель, 2011. – 125с.

6. Курицина Э. М. Большая книга занятий по развитию речи -. М.:РОСМЭН,2005.-304с.

7. Курмаева Э. Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. - Волгоград.: Учитель,2011.-125с.

8. Максаков А. И. Развитие правильной речи в семье. – М.: Педагогика, 1978. – 169с.

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. – М.: Просвещение, 1999. – 45с.

10. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. С. П.: Детство – Пресс, 2002.-230с.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для педагогов и родителей «Развитие и коррекция речи у детей дошкольного возраста через сказку» РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ СКАЗКУ. Методы, приемы, возможности работы со сказкой. Среди самых разнообразных.

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать,.

Консультация для родителей «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Игра-это право ребенка, спутница детства. Игра-это ведущий вид деятельности ребенка дошкольника. Она важна для своевременного и полноценного.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Родители имеют большие возможности развивать связную.

Консультация для родителей «Современные игрушки и их влияние на развитие детей дошкольного возраста» С возникновением первых людей началась история появления игрушек. Игрушки появились ещё в первобытном обществе и на протяжении всего своего.

Консультация для родителей «Влияние скороговорок на развитие речи» Жизнь неумолимо наращивает темп. Ускоряется все: машины, интернет и, естественно, человеческая речь. Люди торопятся высказаться, как можно.

Консультация для родителей «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.

Консультация для воспитателей «Развитие правильной грамотной речи у детей старшего дошкольного возраста» Формирование правильной, грамотной речи – одна из основных задач при подготовке детей к школе. Ребёнок с хорошо развитой, связной речью.

Консультация для родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Правильное развитие речи является важным фактором подготовки детей к школе. Поэтому многие родители, начиная с рождения малыша, задают себе.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Безопасность детей
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Консультация для родителей «Влияние семейного общения на развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 23 января 2018 в 20:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект непосредственно — образовательной деятельности по развитию речи в...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...
Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...