МААМ-картинки

Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов»

Cветлана Базанова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов»

Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение их к творчеству русских композиторов.

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок - музыкантом или врачом, учёным или рабочим, - задача педагога - воспитать в нём творческое начало, творческое мышление… Человек инстинктивно хочет творить и этому надо помочь!»

Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов“» размещена в разделах

(Карл Орф (1895-1982, немецкий композитор и педагог.)

Влияние музыки на культуру, как человека, так и общества в целом, безусловно, очень велико. Говоря о культуре, мы можем с уверенностью сказать, что разным обществам присущи разные музыкальные пристрастия. Более того, без сомнения, музыка делает культуру каждого общества богаче.

Дошкольное детство - период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребёнка играет эмоциональная сфера, а музыка - искусство эмоциональное по своему содержанию. Её роль в эстетическом, интеллектуальном, нравственном развитии детей доказана исследователями в области педагогики, психологии, музыкознания, теории и практики музыкального воспитания (Б. В. Асафьевым, Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготским, А. В. Запорожцем, Д. Б. Кабалевским, О. П. Радыновой и многими другими.)

Их исследования доказали, что влияние музыки на развитие детей трудно переоценить. И хоть некоторые родители считают, что обучение ребёнка музыке или просто приобщение ребёнка в красивой музыке бессмысленно и её влияние на психику ребёнка минимально, тем не менее, зарубежные и российские учёные утверждают, что дети в детском саду и школе, которые занимаются музыкой, или просто слушают классическую музыку, справляются со сложными и неординарными заданиями намного лучше и быстрее, чем дети, которые не имеют к музыке практически никакого отношения.

Доказано, что чем раньше ребёнок соприкоснется с музыкой (начиная с пестушек, колыбельных, потешек, которые поют ему родители, тем лучше это для его психического, эмоционального, интеллектуального, нравственного развития. Ведь все эти музыкальные произведения для детей:

проникнуты гуманизмом;

отличаются проникновением в мир чувств, отражают детские интересы, они образны и доступны для дошкольников различных возрастных групп;

яркие и запоминающиеся, опираются на интонационно-ладовый строй музыки русского народа;

отвечают требованиям большого искусства;

отражают разные музыкальные формы (в том числе и более крупные) и различные жанры.

Народная и классическая музыка широко и ярко представлена в репертуаре Программы музыкального воспитания дошкольников. Известно, что многие композиторы-классики проявляли большой интерес к созданию произведений для детей. Так вспомним «Детский альбом» П. И. Чайковского, циклы «Картинки с выставки», «В детской» М. П. Мусоргского. Все они разнообразны по тематике и жанрам, рисуют события жизни. Можно назвать и других русских и советских композиторов, чьи произведения доступны для детей по форме и по содержанию: М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев, А. К. Глазунов, С. В. Рахманинов, Н. А. Римский-Корсаков и многие другие.

Таким образом, при наличии и использовании педагогами и родителями большого количества интересных музыкальных произведений великих композиторов существует реальная возможность приобщить детей-дошкольников к классической музыке.

В нашем детском саду эта работа ведётся планомерно. Редкое музыкальное занятие проходит без прослушивания произведений русских композиторов. Радует, что дети умеют слушать музыку (развивается усидчивость, внимание, могут проанализировать её характер (приобретается, накапливается их словарный запас, запоминают произведения и впоследствии могут, не затрудняясь, сказать его название (развивается музыкальная память).

К числу основных задач, которые стоят перед музыкальным руководителем ДОУ относится формирование у детей музыкальности, то есть системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической. Вот поэтому на музыкальных занятиях дети слушают разную музыку: и весёлую, озорную, и грустную, печальную. Дети сопереживают своим музыкальным персонажам. Например, прослушав грустную музыку, дети старшей группы решают, что такая музыка нужна людям: она заставляет задуматься, вспомнить о тех, кому плохо. А разве может вызвать такие чувства и переживания тяжёлая рок-музыка, которая тревожит и ранит нежную маленькую душу?

Помимо задачи приобщения к классической музыке, дети учатся различать музыкальные инструменты по способу извлечения звуков (клавишные, духовые, ударные, узнают о таких формах музыкального исполнительства, как соло, дуэт, трио, ансамбль, оркестр. Они узнают о «домах», где чаще всего звучит такая музыка (театры оперы и балета, залы консерваторий и филармоний).

Завершаются такие занятия игрой. Это бывает и музыкальная викторина, и собирание паззлов с изображением музыкальных инструментов, фантазийные танцы под классическую музыку и многое другое.

Если же детям выпадает возможность слышать музыкальные произведения в исполнении своих сверстников, то это ещё больше активизирует их внимание, заставляет с особым интересом слушать музыку. Вот поэтому мы рекомендуем родителям детей старшего дошкольного возраста вместе с ребёнком посетить местную школу искусств, чтобы в непосредственной обстановке соприкоснуться с миром классической и народной музыки, поближе познакомиться с учениками и педагогами этой школы. Может быть, в будущем, кто-то из ваших детей тоже придёт туда учиться музыке, и даже станет профессионалом.

Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо. Вот поэтому нам трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека - слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Следовательно, перед нами, взрослыми, не стоит задача, чтобы все дети стали музыкантами-профессионалами. Да это и не нужно! Музыкальное воспитание должно обогатить нравственный облик ребёнка, активизировать его умственную деятельность, физическую активность. Оно должно помочь ребёнку-дошкольнику установить связь с жизнью, побудить к развитию у него инициативы, активности, творческих действий.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да,.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Одним из приоритетных направлений деятельности нашего дошк. учреждения является духовно-нравственное развитие наших воспитанников. Ведь именно.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников. Приобщение детей к творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина 1 слайд Я работала по теме: Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: приобщение детей к творчеству великого русского поэта.

Конспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группеКонспект занятия по нравственному воспитанию через музыкальные произведения русских композиторов у детей в средней группе «Музыкальные эмоции» Цель: продолжать формировать представления о музыке, ее особенностях; продолжать работу по нравственному воспитанию.

Обобщение педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора» Духовно – нравственное воспитание детей через изучение музыкального фольклора. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое:.

Духовно-нравственное воспитание через приобщение детей среднего дошкольного возраста к традиционной культуре русского народа Отчет по самообразованию на 2017–2018 учебный год В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Духовно-нравственное.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов»
Опубликовано: 6 октября 2018 в 17:04
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД