Папки-передвижки

«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей

Рената Иванова
«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Публикация «„Артикуляционная гимнастика“, Консультация для родителей» размещена в разделах

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи - это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Цель: выработка полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.

Бытует мнение, что артикуляционная гимнастика – это не столь важное, несерьёзное занятие, которым можно и не заниматься. Однако, это не так. Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т. е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т. е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Исходя из того, что мышление дошкольников носит наглядно-образный характер, большинство артикуляционныхупражнений связано с определенными игровыми образами.

Упражнения, которые преподносятся детям в игровой форме и основаны на непроизвольных движениях, не утомляют их, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи.

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом.

На начальных этапах артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом под руководством взрослого, который рассказывает и показывает выполнение упражнения. Ребёнок выполняет упражнение, а взрослый контролирует его действия, следя за точностью движений, плавностью, темпом выполнения и переходом от одного движения к другому. Упражнения выполняются перед зеркалом, медленно, т. к. ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как движения будут уяснены, зеркало можно убрать. При этом, полезно задавать ребенку вопросы: Что делают зубки? Что делает язычок? Где он находится? Затем темп упражнений можно увеличивать и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

В дальнейшем, когда ребёнок усвоит элементы гимнастики применяются различные игровые приё мы: показ картинок, предметных символов, графических символов, использование стихотворных текстов, считалки, театр пальчиков и язычка, рисунки – подсказки, картины-образы, адаптируемые истории и сказки, «Сказки о весёлом язычке».

Таким образом, артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения) с использованием следующего материала: ваты, соломинки, воздушных шаров, мыльных пузырей, дидактических пособий Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков слов, т. е. коротких и длинных.

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастике, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

1)Улыбка - удержание губ в улыбке.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

2)Хоботок или Трубочка - Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Хоботок слоненок тянет

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

3) Расческа.

Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне причёска

А зовут меня … (расчёска).

Статические упражнения для языка (выработка контроля за положением зыка и удержанием позы)

4) Накажу непослушный язычок. Это упражнение является самомассажем для языка.

На губу язык клади,

Пя-пя-пя произноси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается

Ты под счёт её держи…

До пяти. До десяти…

5) Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык лопаткой положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять и под счё т его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать

6) Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Язычок наш поумнел

Чашку сделать он сумел.

Можно чай туда налить

И с конфетами попить.

Динамические упражнения для языка (выработка координации и точности движений)

7) Часики. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Язык как маятник часов

Качаться вновь и вновь готов.

8) Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

9) Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу!

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

10) Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

Ох и вкусное варенье!

Жаль осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

А чтобы ваши занятия дома были еще интереснее, хочу предложить вам, сделать артикуляционный куб.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игра и артикуляционная гимнастика» Консультация для родителей Тема: «Игра и артикуляционная гимнастика» Цель: Оказание практической помощи родителям в коррекции произношения.

Консультация для родителей «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» Сегодня я хотела остановиться на значении и организации артикуляционной гимнастики в становлении и коррекции звукопроизношения у дошкольников.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика» Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика. Общий комплекс» Уважаемые родители! Совместная работа учителя-логопеда и родителей помогает подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению.

«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей Консультация поможет родителям правильно выполнять упражнения с детьми, так как добиться положительного результата правильного звукопроизношения.

Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика дома Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — это интересно» «Артикуляционная гимнастика – это интересно». Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно» Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно» Наша речь непосредственно связана с движениями.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика — это весело, полезно и интересно» Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно и интересно» Наша речь непосредственно связана с движениями.

Консультация для родителей «Занимаемся дома: артикуляционная гимнастика» Дорогие мамы и папы! Гимнастика для рук, ног – дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы. А вот зачем язык.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Артикуляционная гимнастика». Консультация для родителей
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 12:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД