Приложение МААМ

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения»

Ольга Епонешникова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения

К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.

Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения“» размещена в разделах

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме. Ребёнок как произносит, так и пишет. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты) - его губы, язык и мягкое нёбо должны быть сильными и подвижными. А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для тренировки мышц речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, щёк, необходимые для правильного звукопроизношения.

Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ваш ребенок ещё не говорит, то специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения. Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш научится хорошо делать движения, зеркало уже не обязательно использовать.

• Взрослый должен показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, уважаемые родители, вам необходимо самим научиться их выполнять.

• Проводить упражнения нужно систематически каждый день, лучше всего 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут.

• Хорошо, если вы будете спрашивать у ребё нка: Что делают губы? Что делают зубы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?

• При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, морщить лоб, поднимать плечи.

• Если у ребенка, какое-то движение не получается хорошо с первого раза, то не добивайтесь точности, пусть выполняет его приблизительно. Со временем, по мере тренировки, действия будут точными и правильными.

• Когда ребёнок научится удерживать положение языка некоторое время без изменений, то упражнения можно выполнять в более быстром темпе, под счёт или секундомер (10-20 секунд).

• Занятия лучше всего проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность ребёнка. Можно привлечь любимую игрушку: «Покажи мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка!».

• Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются упражнения, язык во время занятий дрожит, синеет или отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, то обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь и врача-невролога.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1. Упражнение «Заборчик»

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

2. Упражнение «Хоботок»

Вытянуть губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Удерживать 5-10 секунд.

Подражаю я слону - губы хоботом тяну.

3. Упражнение «Оладушки»

Широкий язык высунуть, положить на нижнюю губу, расслабить.

Удерживать 10-15 секунд.

Напекла нам бабушка вкусные оладушки.

4. Упражнение «Иголочка»

Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать 10-15 секунд.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.

5. Упражнение «Часики»

Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка тянуться попеременно, то к правому, то к левому уголкам рта в медленном темпе. Выполнять 10-15 раз.

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

6. Упражнение «Горка»

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы, при этом спинку языка прогнуть вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик языка в зубки упирается,

Спинку выгибаем — горка получается.

7. Упражнение «Вкусное варенье»

Рот открыть. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Выполнять 10-15 раз.

Ох, какое объеденье!

Очень вкусное варенье!

8. Упражнение «Чашечка»

Рот широко раскрыть. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть к низу. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку доставай.

9. Упражнение «Качели»

Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять 10-15 раз.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

10. Упражнение «Маляр»

Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Выполнять 10-15 раз.

Пригласили маляра, потолок белить пора.

Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.

Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.

11. Упражнение «Грибок»

Рот раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. Удерживать10-15 секунд.

На тонкой ножке вырос гриб,

Он не мал и не велик.

12. Упражнение «Лошадка»

Присосать язык к небу, щелкнуть кончиком языка. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. При этом рот открыт, челюсть не двигается. Выполнять 10-15 раз.

Цок-цок-цок!

Как лошадки поскакали.

Язычок, поцокай с нами.

Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться

систематично, каждое из перечисленных движений выполнять нужно медленно и точно, иначе всё это не имеет смысла.

Правильное звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Публикации по теме:

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики и ее место в режиме дня дошкольников .

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения»
Опубликовано: 3 января 2015 в 22:54
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Епонешникова (УИ 290719) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД