Консультация для родителей «Автоматизация звуков в речи»

Анастасия Бузинова
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в речи»

Автоматизация звуков в речи.

Когда «поставлен» звук, то есть сформирован навык правильной артикуляции и ребёнок может изолированно правильно произнести звук (например, [ с ], [ л ] или [ р ], наступает этап автоматизации.

Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Нужно последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь. К новому материалу следует переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Здесь перед Вами – родителямистоит непростая задача: ребёнку надо помочь закрепить новый навык в речи и скорее «затормозить», «забыть» дефектное произношение. В детском саду и логопед, и воспитатели бесконечно «поправляют» речь ребёнка и очень важно, чтобы дома требования к речи ваших детей были такие же.

Здесь я познакомлю вас с алгоритмом автоматизации звукови дам рекомендации по организации помощи своим детям в домашних условиях: по подбору методической литературы, картинного материала, игр и игровых упражнений, словом, со всем тем, что вы сможете использовать дома.

1) Сначала закрепляем произношение звуков в слогах. При автоматизации в слогах, мы соединяем согласный звук с гласными. Например, звук [c]:

- сначала в прямые слоги: са, со, су, сы,

- затем в обратные: ас, ыс, ос, ус,

- далее в слоги, где звукнаходится между гласными: аса, асо, асы, ысы, ыса, и, наконец,

- в слоги со стечением согласных (берутся те согласные, которые не нарушены у ребёнка): ста, спа, смы, смо, сну, ско и т. п.

Автоматизацию звука в слогах проводим в форме игровых упражнений.Приведу примеры:

«Здравствуй, пальчик!».

Большой палец поочерёдно здоровается (касается подушечкой) с остальными пальчиками, при этом ребёнок каждый раз произносит одинаковые или различные приветствия: слоги су, сы, са или другие.

«Поиграй на пианино».

Ребёнок сначала молча ударяет пальцами по столу (от большого пальца до мизинца и наоборот). Затем он проделывает то же, сочетая каждый удар с произнесением какого-то одного слога. Первоначальный темп выполнения медленный, постепенно он убыстряется. Далее удар каждого пальца сочетается с произнесением разных слогов.

«Прошагай по дорожке».

Прошагать по дорожке нужно двумя пальцами: сначала большим и указательным, затем указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Шагать по дорожке можно и нужно и левой, и правой рукой, снизу вверх и сверху вниз.

«Закончи слово».

Взрослый заранее подбирает и раскладывает 6 – 8 картинок, названия которых заканчиваются су, сы, са, со. Он произносит начало слова, а ребёнок договаривает последний слог и берёт картинку себе. Если он ошибается, картинку забирает взрослый.Примерные картинки для игры: ли – са, ве – сы, ча – сы, о – са, бу – сы, коле – со, колба – са и др. Можно обойтись и без картинок, в таком случае взрослый начинает слово, а ребёнок договаривает. (но с картинками интересней).

2) Автоматизация звуков в словах – принцип тот же,что и в слогах: берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах прошла успешно, ребёнку должно быть предложено не менее 60 – 90 картинок, т. е. за занятие он должен произнести столько слов с автоматизируемым звуком.

Здесь можно применять следующие игры:

«Посчитай предметы».

Нужно сосчитать до 10 (или больше, в зависимости от возможностей ребёнка) предметы, изображённые на картинках (если показываются картинки) или названные слова (если картинок нет,например: одна рубашка, две рубашки, три рубашки…. и так далее.

«Собираем бусы».

Перебирать бусы, нанизывать бусы, при этом одновременно произносить слова с автоматизируемым звуком.

3) Автоматизация звуков в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности, в какой автоматизировались слова. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение, был автоматизируемый звук и отсутствовали неправильно произносимые ребёнком звуки.

Сначала взрослый придумывает предложение, а ребёнок повторяет его. Затем ребёнок по предложенной картинке самостоятельно составляет предложение. Если ребёнок затрудняется в составлении предложений, то задаются наводящие вопросы. Необходимо приучать ребёнка точно выражать свои мысли, составлять полные, распространённые предложения, разнообразные по содержанию и структуре. Лучшие предложения можно записывать в тетрадь. Так одновременно с автоматизацией звука в предложениях производится работа над их структурой, над преодолением аграмматизмов.

4) Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях подбирается соответствующий материал. Придумывать чистоговорки можно вместе с ребёнком.Например: «Са-са-са – у Сони длинная коса» – говорит взрослый. Потом он только называет слоги (са-са-са, а ребёнок в рифму придумывает свое предложение («Под сосной сидит лиса»).

Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти, мышления.

5) Некоторые дети уже после введения звука в потешки, стихотворения начинают правильно употреблять его в собственной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Из различных сборников подбираются небольшие по объёму рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задаёт ребёнку вопросы, требуя полных ответов. Затем ребёнок пересказывает текст. Постепенно у него формируется умение самостоятельно составлять рассказы по сюжетной картинке, по серии последовательных картинок, из личного опыта.

Публикации по теме:

Консультация «Что такое автоматизация звуков»Консультация «Что такое автоматизация звуков» Учитель-логопед Мокеева Наталья г. Дзержинск Нижегородской обл. Автоматизация (закрепление) правильного произношения звуков – важный этап.

Конспект итогового логозанятия «Автоматизация звуков в скороговорках» для детей 6–7 лет Конспект итогового логопедического подгруппового занятия для детей 6-7 лет (конец учебного года) Тема. Автоматизация различных звуков в.

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звуков [Р] и [Р’] в речи»Конспект логопедического занятия «Автоматизация звуков [Р] и [Р’] в речи» Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы на тему : "Автоматизация звуков [Р] И [Р’] в речи" Логопед Кукенова.

Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях»Конспект занятия «Платье для Золушки. Автоматизация звуков [Ш], [Ж] в словах и словосочетаниях» Конспект занятия «Платье для Золушки» (Автоматизация звуков Ш,Ж в словах и словосочетаниях) Цель. Автоматизация звуков [ш], [ж] в словах.

Консультация для родителей «В мире звуков» В окружении звуков Возможно, люди прошлого были в чем-то счастливее нас. Но в одном нам, несомненно, повезло больше: у нас есть музыка.

Консультация для родителей «Закрепление поставленных звуков в речи» Очень часто при исправлении звукопроизношения родители и логопед сталкиваются с таким явлением, как «кабинетная речь». Вот вроде бы хорошо.

Консультация-практикум для родителей «Автоматизация поставленных звуков в домашних условиях» Дорогие мамы и папы! Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребёнок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение.

Материалы для автоматизации сонорных звуков. Конспект занятия по звукопроизношению «Автоматизация звука [Р]» Конспект занятия по звукопроизношению Тема: “Автоматизация звука [Р]” Цели: Коррекционно-образовательные: - Дать детям понятие о механизме.

Папка-передвижка для педагогов дошкольного образования «Автоматизация поставленных звуков»Папка-передвижка для педагогов дошкольного образования «Автоматизация поставленных звуков» Папка - передвижка для педагогов дошкольного образования. Цель: автоматизация поставленных звуков. Задачи: 1. формирование звукового анализа.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей «Автоматизация звуков в речи»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 08:50
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 июня. День игр с водой на МААМ

Важному энергетическому ресурсу, без которого жизнь на планете Земля невозможна, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой идей, как провести этот праздник, и...

14 июня. День солнышка на МААМ

Не зря всё-таки Солнышко рисуют чаще всего с добрым и улыбающимся лицом. Всё живое нуждается в нём. Если много дней подряд оно не появляется из-за туч, то мы скучаем по нему и грустим. А когда появится...


Горячие темочки