Ирина Ермолова
Консультация для родителей будущего первоклассника
▼ Скачать + Заказать документы
Когда ребенок достигает 6-7 лет, у родителей возникает множество вопросов, касающихся подготовки к школе. Ведь просто купить ранец, форму и другие школьные принадлежности – это далеко не все, что необходимо для успешного обучения малыша.
На что же необходимо обращать внимание?
Готовность самих родителей
Психологи говорят, что на успешность адаптации первоклассника и его последующего обучения в школе во многом влияет готовность родителей и их психологический настрой.
Публикация «Консультация для родителей будущего первоклассника» размещена в разделах
Отрицательный результат влечет за собой как чрезмерная тревожность взрослых, так и их безразличное отношение к новому этапу жизни ребенка.
Конечно же, важным является, организационный момент. Приобретение школьных принадлежностей, учебников, формы, ранца – не только хлопотно, но и приятно. Если ребенок будет принимать в этом непосредственное участие, то положительный настрой к школе обеспечен. Ведь известно, что у многих дошкольников в качестве мотивации выступает внешняя сторона школьного обучения. Так же, не менее важным моментом является здоровье и безопасность будущего первоклассника. Для этого следует позаботиться о следующем:
• Режим дня. После начала школьного обучения он станет отличным от того, к которому ребенок привык в дошкольном учреждении. Обязательно необходимо включать в него прогулки на свежем воздухе. Домашние задания следует выполнять во второй половине дня, но не вечером (желательно в 15-16 часов). Тогда ребенок успеет отдохнуть от школы, однако, не наступит вечерняя усталость.
• Безопасность первоклассника. Первые месяцы обучения ребенка необходимо будет приводить и забирать из школы. Поэтому многие родители заранее начинают перестраивать свой рабочий график, чтобы могли это делать. Не следует забывать и о беседах по безопасности поведения на улице, правилах дорожного движения, которые постоянно нужно напоминать малышу, даже если он находится вместе со взрослым.
• Приучение к самостоятельности. Одна из основных ошибок многих родителей – выполнение домашних заданий за ребенка. Большинство мам и пап желают, чтобы их малыш учился лучше всех. Поэтому они стараются ему помочь сделать задания идеально, а в итоге просто выполняют его сами. Результатом становится совершенно противоположный эффект – ребенок не может выполнять работу в классе, соответственно, приносит совсем не те оценки, что ожидают взрослые. Психологи и педагоги рекомендуют взрослым только контролировать выполнение заданий, давая подсказки лишь в крайних случаях (если ученик по какой-либо причине не усвоил тему на уроке).
Интеллектуальная подготовка к школе
В интеллектуальную готовность к школе включается несколько факторов. В идеале, ребенок, пришедший в первый класс, должен обладать следующими характеристиками:
иметь необходимый запас знаний об окружающем мире;
хорошо ориентироваться во времени и пространстве;
уметь сравнивать группы предметов, выделять существенные и несущественные признаки;
уметь составлять простые тексты по изображению и группе картинок;
понимать и выполнять словесные инструкции;
иметь развитую тонкую моторику (умение держать карандаш, обладать простыми навыками рисуночной деятельности);
иметь устойчивое произвольное внимание.
Общая осведомленность
К 6-7 годам ребенок уже должен обладать достаточно широкими знаниями об окружающем мире.
Дошкольник должен знать:
свое полное имя;
домашний адрес, город и страну, в которой он живет;
основные правила дорожного движения;
членов семьи, их имена, род занятий;
основные цвета и оттенки; времена года, их признаки;
профессии.
Кроме того, ребенок должен владеть прямым и обратным счетом в пределах 10, уметь сравнивать числа, решать простые задачи («больше на …», «меньше на …»). У дошкольника должны быть сформированы понятия о множествах, формах и размерах, величине.
Умение ориентироваться во времени и пространстве
Время и пространство являются специфичными понятиями, которые труднее всего усваиваются дошкольниками. Это связано с тем, что они не являются материальными, и дети не могут их «увидеть». Поэтому в занятиях с будущими первоклассниками особое внимание следует уделять пространственному ориентированию.
К началу школьного обучения ребенок должен:
знать времена года, их признаки;
уметь называть месяца года;
ориентироваться в днях неделях, частях суток;
знать понятия «лево» - «право»;
уметь определять расположение предмета (над, перед, за, около, между и др.).
Для формирования временных понятий, следует включать в занятия следующие вопросы и задания:
1. Если ты завтракаешь утром, то обедаешь … (днем).
2. Какое время суток наступает после вечера?
3. Какое время суток между вечером и утром?
4. Как называется третий по счету день недели?
5. Если сегодня пятница, то какой день недели был вчера?
6. Назови осенние (летние, зимние, весенние) месяцы.
7. В какое время года у тебя (мамы, папы, сестры) день рождения?
8. Какое время года наступает после весны?
9. В какое время года мы лепим снеговика? Почему?
Использование пословиц, стихов, загадок о временных категориях способствует лучшему усваиванию этих понятий.
Для изучения пространственных ориентиров следует рассматривать различные иллюстрации. Взрослый может задавать ребенку вопросы типа «Где находится тот или иной предмет?», «Что находится рядом с?» и т. п. С этой целью эффективно применять упражнение «Елочка». Дошкольнику предлагается нарисовать дерево посередине листа. После того, как он это сделает, взрослый просит нарисовать под елочкой гриб, над елочкой – солнце, рядом – зайчика и др.
Для развития пространственных представлений детям предлагаются графические диктанты. Они выполняются на листах в клеточку, где необходимо составить узор по подсказке. Взрослый при этом дает инструкции: одна клеточка вправо, две вверх, одна влево и т. д.
Не следует возлагать на ребенка слишком большой груз обещаний «ты обязательно должен быть отличником», «учись только на 5» и пр. Если первоклассник не сможет отвечать этим требованиям родителей, то он становится тревожным, замкнутым, болезненным. Взрослые должны понять сами и объяснить ребенку, что отметка – это не всегда совершенная система оценивания. И даже если он получил не то, что ожидал, то в следующий раз у него обязательно получится сделать лучше.