Юлия Федосеева
Консультация для родителей будущего школьника «Как составить режим дня»
▼ Скачать + Заказать документы
Годы дошкольного детства быстро пролетели. Окончен детский сад и совсем скоро ребята пойдут в школу. И тут в их жизни появляются новые обязанности, такие как ранний подъём и необходимость спокойно сидеть на уроках. Последнее лето перед первым Днём знаний стоит посвятить подготовке к обучению и приобретению новых навыков жизни, по новым правилам. Что это за новые правила? Конечно, это – режим дня, который представляет собой чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток и позволяющий гармонично адаптироваться к школе и новой роли ученика.
Публикация «Консультация для родителей будущего школьника „Как составить режим дня“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Режим дня, это основа правильного воспитания, от его неукоснительного выполнения зависит успеваемость, физическое и психологическое здоровье вашего ребёнка.
Если понятие школьного расписания, то есть графика обучения, всем понятно, то с понятием режима бывает путаница. Режим дня — это почасовой распорядок дня, который включает в себя распорядок сна, питания, расписание уроков и время отдыха.
Зачем ребёнку нужен режим дня?
Режим дня это, прежде всего:
-дисциплина;
-порядок;
- организованность;
- эффективность обучения.
В ситуации, когда режима нет, у ребенка могут возникнуть:
-гиперактивность
-гипервозбудимость
-ухудшение памяти
-снижение работоспособности
-быстрая утомляемость
-частые респираторные заболевания.
Чтобы такого не происходило, необходимо установить чёткий и правильный режим дня, от которого зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность, успеваемость в школе. Вот некоторые рекомендации, по составлению режима дня исходя из возрастных, индивидуальных особенностей и интересов детей.
Шаг 1.
Возьмите лист бумаги, с её размером определитесь самостоятельно, можно взять стандартный размер, но я бы рекомендовала нестандартный формат. И так с форматом определились. Теперь будем создавать наглядный плакат с почасовым распорядком дня. Для этого необходимо лист бумаги расчертить и вписать в табло нужное время для сна, личной гигиены, питания, отдыха, физической активности, занятий и т. д. К созданию графика можно привлечь детей, так например строку «Время для сна», ребёнок может дополнить рисунком, аппликацией, вырезанным рисунком – кроватки или месяца на небе. Такой подход к созданию плаката помогает находить необычные композиционные решения, делает работу над созданием «Режима дня» увлекательным творческим экспериментом. Вывесите готовый плакат с расписанием дня на видном месте и строго его придерживайтесь, тогда у вашего ребёнка будет время, чтобы хорошо учиться, гулять, играть и заниматься физкультурой.
Чек – лист режима дня ребёнка можно дополнить столбцом, в котором он сам будет отмечать выполнение каждого пункта. Если все дела будут сделаны, то он закрашивает звездочку в конце дня (можно придумать бонус или награду за выполнение).
Шаг 2. Установите время пробуждения.
Время пробуждения: 07:00
Сон – это основной фактор, который влияет на физическую и умственную активность ребёнка. Поэтому необходимо выработать одинаковое время для подъёма и отхода ко сну, так организму будет комфортней и привычней. Кроме того практика показывает, что первоклашки которые спят по графику, засыпают и встают легче. Поскольку после позднего пробуждения ребёнок ещё долго может сохранять сонливость, то лучшим временем для пробуждения считается – 07:00.
Шаг 3. Устанавливаем время утренней зарядке.
Время утренней зарядки: 07:00-07:30
Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая ещё называется зарядкой, и это неспроста, зарядка прогоняет остатки сонливости и заряжает бодростью, а комплекс упражнений утренней гимнастики включающих в себя нагрузку на мышцы рук, ног, брюшного пресса и спины, улучшают работа сердца, лёгких, обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему. Выполнять их надо в хорошо проветренной комнате и в определенной последовательности: вначале разминка — плавные потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, потом для туловища и ног. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами должна занимать не более 30 минут, этого времени достаточно, чтобы подготовить организм школьника к трудовому дню.
Шаг 4. Устанавливаем время завтрака.
Время утреннего завтрака: 7.30 -7.50
Утренний приём пищи даёт главный заряд энергии, а энергию нашему организму дают белки, жиры, клетчатка, углеводы. Без полноценного сбалансированного завтрака уже к третьему уроку ребёнок будет бессилен, а вот голод и упадок сил не будет страшен, если вы позавтракаете цельно зерновыми тостами. Для того, чтобы грызть гранит науки, в режим утреннего питания должны входить яйца, орехи, фрукты с низким содержанием сахара, молочные продукты, и обязательно каши.
И главное! Ни в коем случае нельзя принимать пищу в спешке, под окрики «Быстрее», «Опоздаешь» нет ничего хуже для физического и психического здоровья ребенка, чем стресс, который создается ограничением времени.
Шаг 5. Установите время дороги в школу или утренней прогулки до начала занятий в школе
: 07:50 – 08:20
Если есть возможность пройтись перед уроками по улице, используйте ее. Это гораздо полезнее, чем ездить в школу и домой на машине.
Шаг 6. Занятия в школе.
Время занятий в школе 08:30 – 12:30
Такое раннее начало учебы регламентируется санитарными нормами (п. 10.4 СанПиН 2-4-2-2821-10).
Новые требования СанПиН для начальной школы учитывают возрастные особенности и особенности нервной системы первоклашек. Поэтому для них устанавливается определённая продолжительность занятий:
• в первом полугодии – 35 минут;
• во втором полугодии – 40 минут.
Это важные режимные моменты, и на них необходимо обратить внимание родителей, для того чтобы правильно распределить учебную нагрузку и спланировать время для бодрствования.
Шаг 7. Дорога из школы.
Время дороги из школы (совмещаем с прогулкой) – 12:30 – 13:30
По возможности постройте график таким образом чтобы ребенок мог не спешить из школы домой. Хотя бы полчаса побегать после школы на свежем воздухе – это отличная возможность сбросить напряжение.
Шаг 8. Устанавливаем время обеда.
Обеденное время – 13:30
Если ребенок обедает дома, на первое лучше всего предложить ему легкий суп (крепкие мясные бульоны детям не полезны). Готовя второе, помните, что детям не рекомендуется острое, жареное, специи, майонез, кетчуп. Пищу необходимо принимать регулярно, строго в установленное время — через каждые 3—4 часа (4—5 раз в сутки).
Шаг 9. Устанавливаем время дневного сна.
Время дневного сна: 14.00-15.00
Норма дневного сна: 0-1,5 часа.
Потребность в дневном сне индивидуальна, большинство детей от дневного сна в 7 лет уже отказались. Но если потребность в дневном сне сохранилась, это вариант нормы до конца начальной школы. Дети приходят из школы, пообедали и ложатся спать, значит им это нужно. И родителям необходимо учитывать эту потребность при составлении режима дня. Но переоценивать значение дневного сна не стоит. Если вы собрались с малышом на экскурсию, в зоопарк или театр, не отказывайтесь от мероприятия только ради того, чтобы ребенок поспал днем в отведенное для этого время. Редкие отклонения от режима вполне допустимы — они тоже в какой-то степени тренируют организм ребенка.
Шаг 10. Устанавливаем время для выполнения домашнего задания.
На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2—2 часа, с 15:00 до 17:00. При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали исследования, дети всё время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми и жизнерадостными. Выпишите все уроки на неделю, посчитайте, сколько часов в день ребёнок должен проводить за занятиями и распределите учебную нагрузку равномерно. Учтите, что нужно время для совместного обсуждения текущих уроков. Готовить уроки тотчас по приходу из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, ребёнок должны отдохнуть. При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 40 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных упражнений.
Шаг 11. Устанавливаем время для активной прогулки на свежем воздухе
.
Для роста и развития организма ребёнка необходим чистый, свежий воздух, поэтому планируйте время для активных прогулок на свежем воздухе в любую погоду и каждый день с 17.00 до 18.00 часов. Общая ежедневная продолжительность пребывания на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно домой, должна быть не менее 3 часов. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность – это подвижные игры, спортивные развлечения с мячом, прыгалкой. В зимнее время – катание на санках, коньках, ходьба на лыжах. Такой активный отдых быстро рассеивает усталость и утомление, что положительно отразится на успеваемости и здоровье в целом.
Шаг 12. Устанавливаем время для свободных занятий
с 18:00 до 19:30 часов.
Сейчас в связи с введением ФГОС первоклассникам полагается до 10 часов внеурочных занятий в неделю. Дети тратят много сил и времени на занятия в школе, поэтому первоклашки требуют щадящего режима дома. Нагружать их кружками, связанными с дополнительной учёбой не стоит, да кружки это не главное. Гораздо важнее чтобы ребенок с наименьшими потерями пережил период адаптации к новым жизненным условиям. Выбирая дополнительные занятия для ребенка, обратите внимание на то, каким он приходит из школы, и обязательно прислушайтесь к выбору ребёнка, те дополнительные занятия, которые останутся, обязательно должны нравиться ребенку, эмоционально подпитывать его. В свободное время можно заняться рисованием без правил, лепкой, чтением, музыкой, посильной работой по дому, а лучше оставить время на ничего неделанье. Если вы разрешаете ребёнку пользоваться компьютером, выделите на это специальное время, ознакомив предварительно с правилами работы за компьютером.
Шаг 13. Устанавливаем время ужина.
Ужин необходимо организовать за 2 часа до сна. Если вы рассчитываете, что ваш первоклассник должен лечь спать в 21:00, то соответственно ужинать следует не позднее 19:00, часов. Ужин должен быть сытным, но легким — не пытайтесь накормить ребенка вечером за весь день.
Шаг 14. Устанавливаем время приготовления ко сну.
Время подготовки к ночному сну: с 20:00 до 21:00
Поскольку подъём в школу случается в 07:00, таким образом отправляться ко сну следует в 21:00, в этом случае ребёнок успевает проспать рекомендованное Роспотребнадзором время – не менее 10-10,5 часов. И это не просто отдых для организма, по данным исследований, ребёнок, который получает всю возрастную норму отдыха, учится лучше, на уроках показывает больше достижений, и даже уровень коэффициента интеллекта у него выше. Если не соблюдать возрастные рекомендации по отдыху детей, то сон может наступить в буквальном смысле в первом классе, прямо во время уроков за партой. Всё это происходит из-за резко возросших нагрузок на организм в целом, и на нервную систему в особенности.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюдать некоторые условия:
• Приложите все усилия, чтобы за час до сна у ребенка не оставалось никаких срочных дел, уроков, обязанностей. Все это возбудит его перед сном и не даст расслабиться.
• Ограничивайте после 19 часов эмоциональные нагрузки ребёнка (подвижные игры, телевизор, компьютер).
• Сформируйте полезные привычки («ритуал»): прогулка, душ или ванна, чтение.
• Отход ко сну должен быть очень спокойным. Всегда в одно и то же время: не заводите перед сном разговоров о проблемах и сложностях прошедшего дня, не напоминайте о неудачах и ошибках ребенка, все это должно остаться в уходящем дне и не потревожить его сна, а вот вспомнить интересные моменты учёбы, поболтать о планах, любимых уроках можно. И так каждый вечер: детям важна предсказуемость ритуалов и действий, это способствует успокоению, расслаблению, помогает настроиться на сон и заснуть быстрее и крепче.
Уважаемые родители, чтобы обучение вашего ребёнка шло успешно, а не в ущерб его здоровью организуйте быт школьника, до мельчайших деталей продумав его распорядок дня. Дети любят порядок, они склонны к порядку, для них легче жить в порядке. Порядок формирует чувство безопасности, т. е. когда ребёнок знает, что и как следует делать в течение дня, он чувствует себя спокойнее. Вновь появившиеся обязанности, такие как ранний подъём и необходимость спокойно сидеть на уроках, могут показаться малышу неприятными и тяжёлыми, если это произойдёт внезапно, без предварительной перестройки режима. Поэтому выполнять составленный вами режим дня, желательно начать за 1-2 недели до учебного года. Если вы этого не сделаете, то ваш ребёнок будет в постоянном хроническом перевозбужденном состоянии. А находясь в таком состоянии очень сложно и учиться, и сложно реагировать на родительские просьбы. Конечно, приучать ребёнка к режиму может оказаться трудным делом, но всегда можно повлиять на него личным примером.
R.S: В данной публикации речь идёт о примерном режиме дня для детей не имеющих проблем со здоровьем. Если ваш ребёнок с ослабленным здоровьем, то при организации режима дня для него, вам необходимо обратиться за советом к педиатру.