Лучший педагог года

Консультация для родителей «Что наблюдать в природе зимой»

Галина Сильнова
Консультация для родителей «Что наблюдать в природе зимой»

Декабрь

1. Зима – красивое время года

Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); закрепить умение детей различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения : Прелесть утренней зимы.

Дни стоят невыразимы,

Снегу — хоть давай взаймы

Всем другим бесснежным зимам.

Публикация «Консультация для родителей „Что наблюдать в природе зимой“» размещена в разделах

Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь "хмурень" — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Обратить внимание на снежный покров. Найдите на нашем участке приметы зимы.

Приметы зимы:

-Декабрь год кончает, зиму начинает.

Исследовательская деятельность. Измерить глубину снежного покрова, спросить, как можно это сделать.

2. Наблюдение за зимующими птицами

Цели: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

3. Наблюдение за домашними животными зимой

Цели: закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения : Домашних животных я очень люблю:

Кормлю, берегу и ласкаю.

Собаку и кошку, козу и свинью

Друзьями своими считаю.

Помощники наши — корова, баран

И конь вороной темногривый

Живут с нами рядом, привязаны к нам,

Доверчивы, миролюбивы.

Каких домашних животных вы знаете? Как изменилась жизнь домашних животных с наступлением зимы? Как люди ухаживают за домашними животными? Расскажите о своих наблюдениях за жизнью домашних животных зимой.

4. Наблюдение : зимние забавы

Цели: закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о правилах безопасности при игре на участке, воспитывать желание помогать строить городки на участке.

Ход наблюдения:

Рассмотреть постройки на участке, выяснить их назначение.

Белый снег-снежок жжется, колется.

Выходи, дружок, за околицу.

Там снежком гора припорошена,

Там лыжня вчера мной проложена.

Побежим с тобой к лесу синему,

Принесем домой радость зимнюю. Г. Ладонщиков

Побеседовать о зимних забавах, предложить поиграть в игры-эмитации: Мы лыжники, фигуристы.

5. Наблюдение за почвой

Цели: развивать наблюдательность, любовь к природе.

Ход наблюдения : «Зима» : такое время года: зимою спит природа.

Под лед ручьи нырнули, под снегом спит земля,

Луга, сады уснули, и рощи, и поля! Л. Завальнюк

Попытаться найти под снегом землю, почву, рассмотреть, в каком она состоянии, предложить детям вскопать землю. Почему нельзя этого сделать?

6. Наблюдение за растениями

Цели: закрепить знания детей о растениях; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения : Она под осень умирает и вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету, растет, цветет она все лето,

Коровам без нее – беда, она их главная еда.

2. Сидит – зеленеет, падает – пожелтеет, лежит – почернеет.

Обратить внимание на выпавший снег. Если не видно нигде травы, то раскопать снег, найти оставшуюся побуревшую листву и траву. Спросить, почему трава так выглядит зимой.

1. Беседа о траве, листьях:

-Когда вырастают

-Когда засыхают

-Когда отмирают

-Где они сейчас, почему?

2. Как называется сказка, где дед Мороз укрывает озимую пшеницу периной из снега?

7. Наблюдение за погодой

Цель: развивать умение наблюдать за погодой.

Ход наблюдения : «Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год!»

Наблюдение за облаками, тучами. Поискать солнце на небе. Пословица: «Зимой солнце что мачеха : светит, но не греет». Отметить, какого цвета небо (если видно). Напомнить, что погода бывает: солнечная, облачная, пасмурная, ветреная, безветренная, морозная и т. д. Спросить детей, как они понимают это.

Как можно охарактеризовать сегодняшнюю погоду, почему?

8. Наблюдение за снегопадом

Цели: закрепить знания детей о сезонном явлении – снегопадом, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Спросить детей, откуда идет снег. Объяснить, что дождь идет из дождевых туч летом. Сейчас на улице зима, дождевых туч нет, погода холодная, морозная. В облаках пар и маленькие капельки воды замерзают, превращаются в снежинки; они падают на землю, образуют кучи снега, сугробы. Много снега насыпало кругом. Снег лежит и на скамейках, и на столиках, и на дорожках. Снежинки падают – это снегопад.

Обратить внимание детей на строение снежинки.

В безветренный день снежинки падают медленно, можно рассмотреть их форму. когда дует ветер, снежинки летят сплошной пылью, задевая друг друга и другие предметы. Предложить детям слепить снеговик. Получится или нет. Почему?

9. Наблюдение за снегом

Цели: развивать логическое мышление, умение делать выводы.

Ход наблюдения:

Обратить внимание на количество снега на участке.

Пословица: «Спасибо, мороз, что снегу принес».

«Береги нос в большой мороз».

Перечислить, что хорошего от снега нам на участке (сделали горку, фигуры, можно кататься на санках, лыжах, делать снеговика)

Наблюдения :

-Взять снег ладошкой в варежке и сжать, посмотреть: получился ли снежок. В зависимости от результата сделать вывод о снеге: сырой, сухой (на улице морозно или нет).

-Предложить слепить снеговика, получилось?

-Взять снег в ладошку: холодный или нет? колючий или нет?

-Какого цвета снег? Он чистый? Можно его есть? Почему? (Холодный, грязный).

-Предложить занести снег в группу, в тепло, посмотреть, когда снег растает в ведерке.

-Самостоятельные выводы детей.

-Обобщение о свойствах снега:

-снег состоит из снежинок

-снежинки от тепла тают

-из мокрого снега хорошо лепить

-сухой снег рассыпается, из него лепить нельзя

-сухой снег в морозную погоду скрипит, это ломаются снежинки

Январь

1. Наблюдение : зимушка – зима

Цели: систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, закрепить умения детей красиво рассказать о ней, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения : Кто поляны белит белым, и на стенах пишет мелом

Шьет пуховые перины, разукрасил все витрины?

Кто знает отгадку? Что вы можете рассказать о зиме? (Холодная, суровая, морозная, лютая, вьюжная, злая, длинная.) Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья? Что лежит на крышах домов и на улице? Что надевают люди зимой? Как живется зверям и птицам зимой? Как им можно помочь? Какие вы знаете зимние праздники?

Дети, подумайте, как можно красиво сказать о снеге, о деревьях? (Снег лежит волнистым ковром и переливается, сверкает, искрится от солнечных лучей. Вокруг лежит пушистый, белый, мягкий снег и блестит разноцветными огнями. Обрядила зима деревья в теплые снеговые шубы.)

Чем характерна именно наша зима в нашем регионе.

2. Морозный солнечный денек

Цели: обращать внимание на то, как изменилось солнце зимой; закрепить умение сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Тихо спокойно, а вчера гуляла вьюга, завывал ветер, шел снег. Снег блестит на солнышке.

Все вокруг красиво и переливается.

1. Мороз и солнце – день чудесный. А. Пушкин

2. Где ты, солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели.

Без тебя вода замерзла,

Без тебя земля промерзла.

Выйди, солнышко, скорей!

Приласкай и обогрей!

3. Наблюдение за деревьями

Цели: показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки, уточнить знания о деревьях, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Показать, что у елочки - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа.

Сравнить ее с голой белой березой.

Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в мороз ветки деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать по стволу.

Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказкой сна,

Словно белою косынкой подвязалась сосна. С. Есенин

4. Почему происходит смена дня и ночи?

Цель: дать представление о том, как происходит смена дня и ночи.

Ход наблюдения

Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи? Солнце дает Земле свет и днем и ночью. Земля волчком вращается в пространстве с большой скоростью. Один оборот происходит за 24 часа. В ходе вращения на той стороне, которая не обращена к Солнцу, — ночь, на другой — день.

Воспитатель задает детям вопросы.

• Куда исчезают звезды? (Звезды и днем остаются на небе, только мы их не видим, потому что солнечный свет гораздо ярче, чем свет звезд.)

• Почему заходит солнце? (Земля вращается вокруг Солнца, и создается впечатление, что оно восходит на востоке и садится на западе.)

Исследовательская деятельность

Лучи света всегда распространяются по прямой линии, и если на их пути попадается какой-нибудь предмет, то он отбрасывает темную тень.

Провести наблюдение — утром, в полдень, вечером. (В полдень солнце стоит прямо над головой, тень очень короткая; рано поутру и вечером солнце на небе опускается, тени становятся длинными.)

5. Наблюдение за льдом.

Цели: закреплять представления о свойствах льда, уточнить правила поведения на горке, катке.

Ход наблюдения : Прозрачный и твердый, хрупкий, но не стекло»

Предложить вспомнить, что дети узнали на занятии о свойствах воды. ( Состояния воды: жидкое, твердое, газообразное).

Привлечь внимание детей на то, что получилось с водой, вынесенной вчера и оставленной на ночь на веранде в ведерке и в тарелочке (а также окрашенные и бесцветные формы).

-Может ли быть цветным лед в природе? Почему?

Наблюдения и самостоятельные выводы детей.

Обратить внимание детей на ледяную горку и на ледяную дорожку. Повторить, какими свойствами обладает лед.

Беседа о соблюдении правил безопасности на ледяной горке и дорожке.

6. Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

• Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части.

• На какие группы можно поделить весь транспорт? (Легковой, грузовой, общественный, специальный.)

• Как автомобили влияют на окружающую среду? (Загрязняют выхлопными газами, пятнами бензина на асфальте.)

• Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в любую часть города.)

• Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

• Какие машины больше шумят и больше загрязняют атмосферу? (Грузовые.)

Каких автомашин больше в нашем городе? Почему?

Февраль

1. Наблюдение за погодой

Цель: закреплять знания о зиме, последнем месяце зимы – феврале.

Ход наблюдения

Напомнить, что начался последний месяц зимы – февраль.

Прочесть отрывок стихотворения Л. Завальнюк. «Зима».

«Февраль! Как много снега! Какие холода!

Но вдруг сиянье с неба прорвется иногда…»

Загадка «Снег мешками валит с неба, с дом стоят сугробы снега, то бураны и метели

на деревню налетели. По ночам мороз силен, днем капели слышен звон. День прибавился заметно, ну, так что за месяц это?»

Примета: «Батюшка – февраль пришел, мужик зиму перерос».

Предложить детям встать возле стены здания детского сада, понаблюдать за метелью, прислушаться к завыванию ветра.

Обратить внимание детей на то, что ветер поднимает снег в воздух, кружит, переносит его с места на место, образует наносы, сугробы.

Прочесть отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:

«Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет, то заплачет, как дитя».

Беседа с детьми о жизни людей зимой.

2. Наблюдение за сезонными изменениями

Цели: формировать представления об изменениях в природе; уметь различать характерные приметы конца зимы (первая капель, узнавать их приметы в поэзии;

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Ветры с юга прилетели, принесли с собой тепло,

И сугробы в раз осели, в полдень с крыши потекло.

Февраль — последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Воспитатель загадывает детям загадки.

1. Висит за окошком кулек ледяной,

Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька.)

2. Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Исследовательская деятельность

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В конце прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

3. Наблюдение за снегом

Цель: закрепить знания о снеге, свойствах воды.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на снежный покров. Обойти участок и рассмотреть, как красиво укрыл знакомые места. Спросить, что лежит на заборе, колесах, бревнах, ступеньках, крыше веранды?

-Опыты со снегом.

А) Положить снег на ладошку в варежке и без варежки

Б) Проблемный вопрос: снег белый, можно утверждать, что он чистый?

Опыт: положить снег в ведро, рассмотреть, занести в группу. Продолжить наблюдение в группе после того, когда он растает.

Самостоятельно дети делают выводы.

4. Наблюдение за небом

Цель: уточнить особенности зимнего неба, учить детей сравнивать особенности осеннего неба и зимнего неба.

Ход наблюдения

Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным, как будто хмурится.

Нахмурилось небо (Наверно не в духе).

Летают, летают белые мухи!

5. Наблюдение за ветром

Цель: рассмотреть особенности ветреной погоды зимой.

Ход наблюдения

Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет, завывает на улице. Посмотреть, как крутятся вертушки во время ветра, как качаются верхушки деревьев.

Как пушинки мы легки, нас колышут ветерки.

Белой стайкой мы летим, лечь на землю не хотим. Т. Волгина

6. Наблюдение за птицами

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помогать птицам в зимний период.

Ход наблюдения

Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки.

Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!

Распилить я попросил досочку еловую,

Вместе с папой смастерил птичкину столовую.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на природе» «Игры в течение дня» (часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние.

Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе»Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе» Консультация для родителей. Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей.

Консультация для родителей «Как привить любовь к природе» Уважаемые родители, все мы живем в мире природы, и ребенка надо знакомить с многообразными ее явлениями. О чем же беседовать с ребенком?.

Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе»Консультация для родителей «Воспитание у ребёнка любви к природе» Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В первую очередь воспитание у ребёнка любви к природе.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь»Советы родителям «Учимся наблюдать за изменения в природе. Октябрь» Во время прогулки обратите внимание малыша на то, что не слышно птичьего пения. Лишь изредка можно услышать чириканье воробья или воронье.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Декабрь» Пришла зима и принесла с собой снег, морозы и метели. Все короче становятся дни и все длиннее - ночи. Люди одели зимнюю одежду. Теперь на.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Февраль» Наступил февраль - самый снежный месяц зимы. Завывают синие метели, вьется по земле снежная поземка. Не зря в народе говорят: „Январю.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Январь» Пролетели новогодний и рождественский праздники. Конечно же вы много гуляли в эти дни с малышом, любовались красотой зимней природы. Покажите.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Ноябрь» Стоит ноябрь - самая глухая пора осени. Серое небо, закрытое плотной пеленой облаков, нудные моросящие дожди, грязь и слякоть характерны.

Советы родителям «Учимся наблюдать за изменениями в природе. Сентябрь» Сентябрь. Вот и закончилось лето. Вы привели своего подросшего и окрепшего малыша в детский сад, но ваши ежедневные прогулки с ним продолжаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Что наблюдать в природе зимой»
Опубликовано: 17 января 2021 в 18:24
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД